Оп-арт

Осенью 1964 года журнал «Тайм» опубликовал материал о новом художественном стиле, основанном на оптических эффектах, назвав это явление «оп-арт». Иногда его называли еще «искусством сетчатки», намекая на оптические иллюзии, создаваемые произведениями. Геометрические художественные композиции словно двигались перед глазами зрителя.

Статья в «Тайм» гласила: «Игра на недостатках, ошибках человеческого зрения — это и есть суть нового течения “оптического искусства”. Наравне с поп-артом бунтуя против абстрактного экспрессионизма, оп-арт создает завораживающие, дразнящие воображение картины, основанные на зрительных эффектах, с использованием всех составляющих кошмара офтальмолога».

Вдохновленные опытом супрематизма и конструктивизма, художники оп-арта использовали геометрические формы и линии для создания оптических эффектов. Иногда это были только два цвета, черный и белый, или цветовые блоки; часто просто повторяющиеся элементы, размещенные по всему пространству холста с учетом законов перспективы и визуального восприятия — едва заметные, почти неуловимые, или яркие, бросающиеся в глаза. Некоторые из этих абстрактных изображений как будто двигались, если на них пристально смотреть. Большинство произведенийвстилеоп-артоснованонатеории цвета, физических и эмоциональных особенностях восприятия.

Оп-арт художники

Главные представители этого стиля — Бриджет Райли (р. 1931), которая много лет работала в черно-белой технике, добиваясь визуального эффекта движения и нестабильности в своих геометрических композициях; Виктор Вазарели (1906–1997), создававший мозаики с трехмерным эффектом; Рафаэль Сото (1923–2005), чьи объемные картины то ли слегка вибрировали, то ли на самом деле двигались, сбивая с толку зрителя. Работы Сото находятся на стыке кинетического искусства и оп-арта.


Кинетическое искусство

«Кинетический» означает «движущийся». Произведения кинетического искусства действительно подвижны, в отличие от картин оп-арта, движение в которых является просто иллюзией. Кинетические шедевры — это обычно трехмерная конструкция, сооруженная из нескольких деталей, приводимых в движение внутренним или внешним механизмом. В 1950-е и 1960-е, когда развивалось оптическое искусство, некоторые художники начали создавать подвиж- ные скульптуры. Александр Колдер (1898–1976), Джордж Рики (1907–2002) и Жан Тэнгли (1925–1991), работая независимо друг от друга, создавали скульптуры, которые вращались на ветру или переворачи- вались случайным образом, даже разрушались. Пионерами кинетических форм были Дюшан, Габо, некоторые конструктивисты, но действительно популярным это направление стало только в 1960-е. Некоторые из художников-кинети- стов, как, например, Сото, занима- лись параллельно оп-артом, а многие кинетические произведения состоят из простых геометрических форм.

Хэппенинг

В конце 1950-х и начале 1960-х появились первые «хэппенинги». Эти представления художников позднее назовут «искусством перформанса». Хэппенинги иногда рассматривают как часть кинетического искусства, наследие дада и сюрреализма. Само название этому явлению дал Аллан Капров (1927–2006) в объявлении о собственном представлении 1959 года в Нью-Йорке: «18 хэппенингов в 6 частях». Хэппенинг предполагает участие зрителя и, хотя планируется заранее, может развиваться как импровизация и происходить практически в любом месте.

Выставка оп-арта

В 1965 году оп-арт привлек внимание американской публики после выставки «Отзывчивый глаз», устроенной нью-йоркским городским Музеем современного искусства. В этой первой выставке участвовали Райли, Вазарели, Альберс, Ричард Анушкевич (р. 1930), Джулиан Стенчак (р. 1928), Тедески (р. 1935) и другие. Посетители, восхищенные новым искусством, даже приходили в нарядах, вдохновленных оп-артом, но критики отзывались о выставке крайне
нелестно, сочтя новый стиль хитроумными визуальны-
ми фокусами. Впрочем, в моде 1960-х оп-арт занял достойное место — его использовали в печати, рекламе, графике, на телевидении, в дизайне одежды и интерьеров. Но, несмотря на одобрение публики и дизайнеров, этот стиль все же не приобрел всемирной популярности, как поп-арт.

Первоначальной целью оп-арта было обмануть зрение, и художники прилагали усилия, чтобы создать иллюзию движения. Цвета, линии и формы тщательно продумывали и подбирали — не для создания определенного настроения или атмосферы, не для передачи сюжета, но исключительно ради визуального опыта зрителя, ради замысловатых оптических эффектов. Однако не всех художников этого направления интересо- вало одобрение зрителя. Бриджет Райли, к примеру, угрожала судом предпринимателю, посмевшему использовать ее работы для рисунка на ткани. И заявляла, что «коммерциализация и истеричное стремление к сенсационности» угрожают миру искусства.

Идеи оп-арта возникали из совершенно разных источников. Вазарели, например, был художником-графиком, и в большинстве его работ очевидна графическая основа. Его картины не смущают зрителя, но восхищают. Живопись Райли выглядит математически точной, хотя сама она утверждает, что всегда работала интуитивно, но аккуратно. Многие из произведений оп-арта сбивают с толку, озадачивают и смущают зрителя. Несмотря на всю абстрактность, порой в этих картинах мелькают узнаваемые элементы — вода, ветер или огонь.

искусство историяискусства живопись авангард

Ekaterinka23

20 апр 2019 в 23:36

Похожие материалы
Комментарии (3)
anna_pavlenko

20 апр 2019 в 23:55

и все-таки что только искусством не назовут...
Arhan1982

23 апр 2019 в 15:09

Когда смотрю на такие картинки не понимаю мой мозг отдыхает или течёт ...
Iluschik

23 апр 2019 в 15:40

Когда учился в школе - скидывали такое по ик порту