Партия Роста требует пересмотра пенсионной реформы
Что нужно сделать?
- Выплаты тем, кто не обеспечивает себя за счет взносов – перенести на госбюджет.
- За счет этого сократить ставку пенсионных взносов до 12% для всех.
- Вернуть прежний принцип расчета пенсий в зависимости от стажа.
- За счет большей гибкости начисления пенсионных прав - вернуть пенсионный возраст к 55 годам.
Пенсионная реформа так и не принесла качественных изменений и устойчивости российской пенсионной системе. Топорная мера по увеличению возраста выхода на пенсию обернулась возрастанием упаднических настроений в обществе, падением и без того шаткого рейтинга действующей власти и лишь временно снизила потенциальный дефицит бюджета ПФР, который всё равно остается огромным.
После старта реформы страна не решила главную проблему - разный вклад участников системы в её наполнение.
Людям, которые не вносят или не полностью вносят платежи в пенсионную систему, пенсия накапливается за счет взносов других. Объем пенсионных выплат, права на которые были получены в СССР до 1992 г., можно оценить в 1189,5 млрд. руб., или 21% выплат страховых пенсий по старости.
Льготы по досрочному выходу на пенсию (бюджетники, сотрудники правоохранительных органов, военные, опасные профессии) имеют около 37 млн. человек, или около 49% работающих участников пенсионной системы.
При том, что стандартная ставка пенсионных взносов в 22 % запредельно высока, в фонде критически не хватает денег для выполнения текущих обязательств. И страховой дефицит только растет.
В России действует принцип солидарной ответственности по выплате пенсий. Взносами по максимальной ставке 22% облагаются зарплаты 27 млн. человек (36% от общего количества работающих участников пенсионной системы). В итоге каждый работник, за которого уплачиваются максимальные взносы, обеспечивает пенсией еще 2-3 человек: из неформального сектора, со льготными социальными взносами, плюс вышедшие на пенсию до 1992 года. Именно поэтому суммарная ставка страховых взносов (включая медицинские и социальные выплаты) так велика - 30 % (в США – 15 %, Великобритания – 21%). Между тем значительную часть этих средств работодатели уже сейчас могли бы направить на увеличение зарплат.
Прогнозные показатели – дефицит ПФР в 2022 (38,7%) и 2024 (35,8%) гг. - наивысшие с 2007 года, когда дефицит стал хроническим.
Пенсия, кроме военной и депутатской, в России осталась синонимом нищеты, а сами пенсионеры продолжают беднеть. Неудовлетворенность размерами пенсии только возрастает.
С 2011 по 2021 годы пенсии были проиндексированы на 84,6%, а общая инфляция составила 112,23%.
Коэффициент замещения (соотношения пенсии и среднего заработка человека) так же далек от минимума в 40%, установленного Международной организацией труда. У нас это около 30,7% и по прогнозам самого ПФР, до 2024 года этот показатель будет только снижаться.
Пенсионный возраст повысили, а работать людям все равно негде.
Остро стоит проблема трудоустройства для граждан 45+, самой пострадавшей от пенсионной реформы категории. Рост пенсионного возраста не сопровождался созданием новых рабочих мест для них. По данным служб поиска персонала, приглашения на собеседование получает 24% отправивших заявки соискателей в возрасте от 18 до 30 лет и только 9% - старше 51 года.
Накопить на пенсию в России, используя инструменты ПФР, невозможно.
В это же время девальвируются замороженные пенсионные накопления, средняя доходность негосударственных пенсионных фондов составляет лишь около 1%. Стоит ли говорить, что это намного ниже инфляции.
Если ничего не менять, уже через 5 лет проблема кризиса пенсионной системы снова станет сверхострой.
Партия Роста требует пересмотра пенсионной реформы. По мнению политиков, систему необходимо менять. Для этого:
- Отказаться от бальной формулы расчета пенсии, заменив её на стажево-заработковую (прогрессивную шкалу в зависимости от стажа работы и суммы всех доходов), которая применялась ранее и была понятна работникам.
- Выделить пенсионные обязательства государства перед гражданами старше 1967 года рождения в отдельный «Фонд старших поколений». Он должен наполняться за счёт: отчислений самих граждан старше 1967 г.р., специализированных поступлений – например, от прогрессивной шкалы НДФЛ и прямых дотаций государства. Так мы честно разделим 2 системы – тех, за кого должно платить государство (оно само совершило ошибки и ломало пенсионную систему в течение десятилетий) и тех, кто платит за себя сам.
- Сократить издержки Пенсионного фонда, а для этого провести аудит расходования его средств. Его услуги уже доступны в электронном виде, поэтому все здания в таком количестве просто не нужны. Их нужно передать в региональную собственность для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям.
- Ставку социальных взносов сделать 15 %. Для этого отменить пониженные страховые взносы для льготных категорий. Взимать взносы со всех доходов граждан, включая повышенные зарплаты (сейчас регрессная шкала взносов – чем больше ты получаешь, тем меньше платишь с повышенного уровня дохода). Мы рассчитали - если ставка пенсионных взносов для всех составит 12,2 % (сейчас 22 %), общий объем поступлений в ПФР не уменьшится.
- Предоставить гражданам альтернативную возможность получения пенсионных прав. В зависимости либо от возраста (не менее 55 лет, как для мужчин, так и женщин), либо от трудового стажа (не менее 35 лет). То есть, если ты проработал 35 лет, то можешь выйти на пенсию в 55, но с маленькой пенсией. Если ты выходишь на пенсию в 70 по своему желанию, то она – куда больше.
- Разрешить выкупать пенсионный стаж, полностью или частично (в последний год, перед выходом на пенсию, либо авансовыми платежами в течение всего предпенсионного периода). Сейчас такие возможности очень ограничены. Надо, чтобы перед выходом на пенсию, можно было купить весь недостающий пенсионный стаж за любой период.
- Накопительную систему для работающего поколения - перевести на сугубо добровольную основу. И если гражданин решает формировать свою накопительную пенсию, и он, и его работодатель должны иметь льготы. Нужно вернуть принцип софинансирования: 1 рубль на добровольную пенсию отчисляет сам работник (взнос освобождается от НДФЛ); еще 1 рубль – его работодатель (вычитает из налогооблагаемой базы налога на прибыль); и еще один 1 рубль – государство. Именно за счет такой системы коэффициент замещения может быть поднять до рекомендованных МОТ 40%. Пенсии станут больше, а порядок их начисления – честнее.
- Пенсионные счета необходимо сделать собственностью гражданина, а не государства. В результате каждый гражданин сможет управлять своим счетом и передавать его по наследству. Это послужит мотивацией для платежей «в белую».
Партия Роста убеждена: только такие меры позволят переломить ситуацию, когда существование многомиллиардной пенсионной системы не создает уверенности в завтрашнем дне ни у одного из поколений современной России.
Оружие в терактах.
В связи с событиями в Керчи, всё ещё считаю, что...
Внеочередной съезд «Партии Роста»
Сегодня прошел внеочередной съезд «Партии Роста». Новые люди, новые мысли....
1 сен 2021 в 11:44