Первый театр: история зарождения

Жизнь античного человека была своего рода религиозным служением, и это распространялось на все сферы жизни общества. В это трудно поверить, но поход в театр изначально являлся не чем иным, как выполнением религиозного культа и изъявлением преданности богу-покровителю.

А причем тут Дионис?

А при том, что религиозное обслуживание именно этого бога, в конечном итоге, приведет к появлению театра.

Культ бога земледелия и виноделия Диониса появился в 8-7в. до нашей эры во Фракии и вскоре распространился по всей Греции. Постепенно Дионис стал одним из самых почитаемых божеств в Древней Элладе. Легенды и мифы, повествующие о его чудесном рождении, его страданиях, смерти и воскресении, отражали представления живших тогда людей о цикличности исторического времени

Трудно быть богом

Согласно легенде, Дионис был рожден Зевсом (который вынашивал плод у себя в ноге). По другой версии, когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере. Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры (своей жены), Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.

Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес его к нимфам в Нису (город Бейт Шеан, Ниса-Скитополис, в Израиле). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина. Затем он бродил по землям Египта и Сирии, спускался в подземный мир, откуда вывел свою мать Семелу.

Фаллосы, корифеи и алкоголики

Жизнь, смерть и воскресение Диониса соотносили со временами года, с периодами оплодотворения Земли и ее плодоношения. Постепенно оформился культ: в определенное время года жрецы, надев козлиные шкуры, распевали печальные песни и гимны, повествующие о страданиях их божества. Термин трагедия появился именно из этого культа ( трагос-козел, одэ- песня). Весной, когда оживала природа, эти же жрецы устраивали бурные празднества в честь воскресшего бога. Подвыпившая толпа мазала себе лица винной гущей и устраивала шуточные состязания остряков (эта толпа шутников носила названия «комос»). С ростом мифов о Дионисе, число людей, желающих поучаствовать в отправлении культа стало так много, что одних жрецов стало недостаточно. Так появляется зритель. А где зритель - там и театр.

Греческий театр начался с выступления импровизированного хора сатиров, изображавшего свиту Диониса. Корифей, запевала этого хора, рассказывал о том, что пришлось пережить богу. Перед началом представления все собирались у алтаря, чтобы принести в жертву своему покровителю козла.

Представления комедии предварялись фаллическими шествиями. Сатиры и вакханки гордо выступали, неся огромный фаллос и распевая фаллические шествия. Далее следовало жертвоприношение. Постепенно выступления комиков переставали быть импровизированными, начал появляться сценарий. Необходимым для комического актера стал и специальный костюм - телесные трико, короткий плащ и огромный детородный орган.

Постепенно усложнялось исполнительское искусство, увеличивалось количество зрителей. Так появилась круглая площадка - орхестра (от гл. орхестрайо - танцевать). Позже орхестры стали располагать у склонов холма, так оформился театрон.

Отцы-основатели

К 6-5 вв. до н.э. театральное искусство стало неотъемлемой частью жизни греческих полисов. Постепенно авторы захотели расширить тематику выступлений.

Среди авторов, стоявших у истоков зарождения театра, особенно можно выделить троих:

  1. Эсхил - отец греческой трагедии. Годы жизни Эсхила пришлись на расцвет рабовладельческой демократии в Афинах, а сам он принимал участие в трех важнейших сражениях своей эпохи: в битве при Марафоне в 490г.,в битве при острове Саламин в 480г. и в сражении при Платеях в 479г.. Его трагедия «Персы» вдохновлена его впечатлениями от зрелища гибели персидского флота. Все творчество Эсхила- воспевание политических завоеваний.
  2. Софокл - младший современник Эсхила. Слава пришла к Софоклу в 468г., когда на Великих Дионисиях он одержал победу над Эсхилом. Он является автором более ста пьес. Софокл сделал греческую трагедию более человеческой.На первом месте у него – интерес к человеку, к его миру духовных переживаний. Преодоления препятствий героем - вот идея, проходящая через многие пьесы , такие как «Антигона» или «Царь Эдип».
  3. Еврипид. Почти все его произведения написаны во время Пелопонесской войны, и Еврипиду удалось отразить переломный момент в греческой истории. Он максимально приблизил героев к жизни.
театр дионис История

aleks_novikovv

28 авг 2019 в 12:04

Похожие материалы
Подробнее

Что такое иммерсивный театр?

Определение театрального действия «Иммерсивный театр» представляет собой презентационную или театральную форму или произведение, которое нарушает «четвертую стену» , которая традиционно...

irisska

18 окт 2018 в 22:34

0
Комментарии (0)

Пока нет комментариев