По ту стороны кафедры (2)

По ту стороны кафедры (2)

Второе. Общим местом стали сетования на ЕГЭ как нечто демоническое и чуть ли не первопричину разрушения «прекрасного советского образования». Нисколько их не разделяю. ЕГЭ не более чем инструмент, (не)эффективность использования которого зависит исключительно от того, в чьих руках он находится и как используется. Так самолёт можно использовать для перевозки людей и грузов, а можно для бомбардировок. Но сам самолёт как инструмент ни в чем не виноват.

Идея сквозного (школа/вуз) экзамена абсолютно правильная. Уже хотя бы потому, что в целом значительно снижает уровень стресса для детей и их родителей. Также ЕГЭ, по моим наблюдениям, существенно увеличил географическую мобильность. В лучших вузах Москвы стало заметно больше способной и высокомотивированной молодёжи из провинции. По общему лоску они уступают «столичным штучкам», но по настойчивости и желанию учиться явно опережают москвичей. Точь в точь по Стендалю: «В Париже встречаются люди хорошо одетые, в провинции - люди с характером». И увеличение доли «людей с характером» явная заслуга ЕГЭ.

Поэтому я считаю порочной идею сокращения числа вузов, куда можно направлять документы, с пяти до одного. Это фактически введение крепостного права для абитуриентов.   

Главная моя  претензия к ЕГЭ отнюдь не в его тестовом характере. Конкретное наполнение экзамена  легко варьируется, да и тесты бывают разные. Беда в том, что ЕГЭ-«термометр» не всегда правильно замеряет «температуру», то бишь знания школьников. В Москве, Петербурге и ряде крупных городов процедура его проведения напоминает облавы зондеркоманд. В небольших городах дело обстоит несравненно вольготнее, а в некоторых (не во всех!) национальных регионах все вообще проходит «по-братски». Отсюда и  пресловутые «сверхзнания» по некоторым предметам в ряде территорий России, и анекдотические истории при проверке знаний первокурсников, поступавших в московские вузы с высоченными оценками по ЕГЭ.

То есть экзамен, который должен обеспечить единую шкалу оценивания и гарантировать доступ наилучших в лучшие вузы,  в действительности нередко оказывается инструментом «позитивной дискриминации» для, мягко говоря, не лучших. Однако виноват ли термометр в том, что на него дышат, пытаясь нагнать температуру? Наверное, дело все же в в людях,  поступающих таким образом .

Вот как с обеспечением чистоты единого экзамена, по рассказам британских коллег,  дело обстоит в Великобритании. Мало того, что студент, чьи высокие школьные оценки не подтверждены вузом, незамедлительно его покинет. Организация, которая проводила столь сомнительное испытание, будет лишена аккредитации.  В Британии этим занимается не государство, а частные организации, которые в случае нарушений разорятся или потеряют изрядные деньги, а их сотрудники - работу.

Можно, конечно, дискутировать о том, кому лучше доверять функцию организации и проверки ЕГЭ - государству или частному бизнесу. Но абсолютно неприемлема ситуация, когда родители лишены возможности хоть каким-то образом влиять на образование.

Черт возьми, образование существует исключительно на наши налоги! Родителям постоянно приходится раскошеливаться на пресловутые школьные нужды. И при этом позиция всех, всех без исключения государственных инстанций следующая: заткнитесь, мы лучше вас знаем, что и как надо. Ни родители, ни учителя, ни вузовские преподаватели не имеют возможности ни в малейшей степени повлиять на процесс обучения и его организацию. Стоит ли удивляться девятому валу административного идиотизма и нарастающей деградации образовательной системы?

Если о вузах ещё можно дискутировать, то деградация школьного образования, к сожалению, самоочевидна. Однако первопричина этого вовсе не ЕГЭ и проявляется это   прогрессирующее ухудшение, на мой взгляд, вовсе не там, где его ищут. Где и в чем именно - об этом моя следующая заметка.

Унивреситет заметки наблюдения

ValerySolovey

9 ноя 2018 в 13:10

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (4)
Macmep

9 ноя 2018 в 19:23

Странная позиция. Мы измеряем температуру термометром, при этом заранее знаем, что на него будут дышать, нагоняя температуру, потом, во время измерения, эти опасения подтверждаются, но мы с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем этой порочной процедурой измерений пользоваться! Не глупо ли?! Ведь посмотрите: чего бы это ни коснулось - выборов ли, ЕГЭ ли, отбывания зэками сроков в колониях ли - ни в чём государство не может навести порядка на местах - начиная от Амурской области и заканчивая национальными республиками. Всему причина коррупция, и она неистребима; что-то удаётся сделать лишь в центре (те самые "зондеркоманды", да и то...) Так не лучше ли честно в этом признаться и не использовать негодный прибор, с которым достоверных измерений всё равно не получить?
Macmep

9 ноя 2018 в 19:31

В статье, кстати, содержится и намёк на решение: перепроверка результатов ЕГЭ самим ВУЗом. Но ведь это те же самые вступительные экзамены, только в завуалированной, извращённой форме! (негодного абитуриента выгоняем не сразу, а зачем-то держим семестр, во время которого он мешает учиться остальным, до первой сессии, когда и выгончем) И стоило огород городить?!Причём заметьте ещё вот что. Одним из аргументов за ЕГЭ указывалась коррупция в приемных комиссиях в ВУЗах. Типа, мы им не доверяем! А вот учить наших детей в этих самых ВУЗах мы им уже доверяем! "Здесь читаем, здесь не читаем, здесь рыбу заворачивали". Что за бред?! Если уж вы доверяете ВУЗу обучение студентов, так доверьте ему самому их себе и отобрать - ему виднее, кто ему нужен, ему с ними и работать потом, ему, а не "дяде". Если же не доверяете и экзамены, то такой ВУЗ вообще надо закрывать, ибо студентов учить ему и подавно доверять нельзя...
Holiday

10 ноя 2018 в 19:27

К сожалению, у нас из всей системы последних классов школы и поступления в ВУЗ в Европе взяли какие-то фрагменты. А это очень стройная система, которая постоянно совершенствуется. Я этот вижу на примере Франции. У меня две дочери, и я прошла путь от детского сада в Париже до французских универов и Йеля в США и UCL. Так как сама имела отношение к педогагике в СССР, то , конечно за державу обидно. Что касается выпускных классов во Франции -последние три года- это реально очень тяжелая нагрузка. Классы делятся на три потока - научный, экономико-статистический и литературный. Деление условное , между 2, 1 и терминаль( последним) можно после решения педсовета менять поток. Подача документов в государственные вузы происходит в марте по интернету. Надо заполнить формуляры и переслать все! табеля за 2,1 и выпускной коассы. Табеля во Франции даются каждый триместр. Кроме оценки ученика указывается средний балл класса и худший и оучший балл класса. И каждый педагог пишет короткий комментарий о работе ученика в этом триместре. Эта информация посылается для поступления в марте и ученик должен указать 5 ВУЗОВ, где бы он хотел учиться. Результат приходит за неделю до выпускных экзаменов -и там указано несколько вариантов , куда ты можешь поступить , если твой БАК = ЕГЭ будет не ниже такого-то балла. ЕГЭ сдается в течение недели. В день по два экзамена. Считается, что перед экзаменом не надо готовиться, а надо сдавать с тем, что выучил за эти годы. Если тебя не устраивает предложения по поступлению ты имеешь еще три попытки менять. В селективные ВУЗЫ могут быть дополнительные экзамены в течение учебного года. Это только маленькая часть большой системы.
rusofalco

10 ноя 2018 в 21:11

Полностью разделяю отношение к ЕГЭ как к инструменту, которым можно пользоваться по-разному, но буква "Е" в нём абсолютно необходима.Вопрос о частных компаниях спорный. В идеале это прекрасное решение. Но в наших условиях это будет не термометр, на который дышат, а термометр, который просто поднесли к источнику открытого огня. Сперва введут неподъёмные лицензионные требования, а потом монополизируют рынок в руках тех, на кого жаловаться - себе дороже.В Великобритании эта система работает в связке, потому что университеты или частные, или обладают реальной автономией от правительства. А у нас нормальный эндаумент у единственного вуза и тот - ВШЭ.Думаю, у нас бы сработала белорусская система: ЕГЭ (там он как-то по-другому назван, но суть та же) сдаётся не в школе, а в вузе в областном центре. Списать никто не даст. А проверяется в другом вузе. Даже эти шаги резко повысили бы прозрачность процесса.P.S. А уже если в процесс внедрить блокчейн ;)