Почему инвестиционный кэшбек от правительства может не сработать

Почему инвестиционный кэшбек от правительства может не сработать

Правительство намерено более активно вовлекать субъекты Федерации в реализацию инвестиционных проектов.

И для этого оно готово «прощать» часть бюджетных кредитов, выданных регионам из центра. На ту сумму налогов, которую новый инвестиционный проект принесет в федеральный бюджет.

То есть механизм предлагается такой.

В регионе возможен инвестиционный проект. Пока что, согласно постановлениям правительства, речь идет о следующих сферах: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), обрабатывающие производства, туризм, логистика, дорожное и жилищное строительство, создание коммунальной инфраструктуры.

Участие региональных властей в инвестпроекте чаще всего заключается в создании за счет регионального бюджета соответствующей транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры. Это большие расходы. И для того, чтобы местная власть шла на них более решительно, правительство и готово давать дополнительные финансовые стимулы. Часть будущих налогов от проекта, как и полагается по Налоговому кодексу, будет зачисляться в региональный бюджет (и там и оставаться), другая часть пойдет в федеральный бюджет. И каждый рубль налогов, ушедший «наверх», будет вычитаться из суммы кредита, который регион ранее получил для выравнивания собственного бюджетного дефицита. Этакий инвестиционный кэшбек.

Игра большая и, на первый взгляд, однозначно стоящая свеч.

Однако есть большое НО.

Смотрим данные Федерального казначейства за первое полугодие. Расходы консолидированных региональных бюджетов после коронавируснойвстряски предсказуемо превысили доходы. Если в I полугодии 2019-го наблюдался совокупный профицит в 696 млрд руб., то за тот же период 2020-го – уже дефицит в 213,7 млрд. В минус ушли 48 регионов против 27 год назад. С учетом того, что в конце года расходы только нарастают, во втором полугодии цифра будет явно больше.

Совокупный долг субъектов Федерации плавно нарастает. По состоянию на 1 октября – 2,178 трлнрублей. Федеральный бюджет, конечно, помогает. Безвозмездных трансфертов за полугодие стало больше на 510 млрд рублей (общая сумма – почти полтора триллиона). Больше стало и тех самых бюджетных кредитов, о которых идет речь - на 168 млрд рублей. За счет них регионы избавляются от бремени более дорогостоящих банковских займов – это одна из немногих позиций долга, которая уменьшается.

И еще один показатель. Незакрытая потребность в инфраструктурных инвестициях исчисляется сотнями миллиардов рублей.

А теперь перейдем к выводам.

Конечно, получить списание части бюджетного кредита хорошо, но для этого сначала нужно найти живые деньги на инвестиции. И лишь потом рассчитывать на новые налоги. Соответственно, временной лаг неизбежен.

И тут парадокс: чем регион более финансовоустойчив, тем меньше у него стимулов стараться ради погашения бюджетного кредита. Просто такой регион кредитов из федерального центра много и не брал. А чем больше стимулов стараться, тем меньше возможностей самостоятельно найти деньги для новых инвестиций. Их придется либо «снимать» с других статей расходов, либо… влезать в новые кредиты.

Кроме того, региональной администрации, пока она не уверена в том, что часть кредита ей простят, придется закладывать в параметры бюджета двойные расходы. И на инвестиции, и на возврат кредита.

Итог – предложенный механизм будет работать только для ограниченной группы регионов, условных «середняков». Богатым регионам он не интересен, бедные не потянут.

Как распутать эту петлю?

Боюсь, что иного пути, кроме перераспределения доли налогов между федеральным центром и субъектами, нет.

Главные налоги для регионов – это НДФЛ и налог на прибыль. Показатели по обоим в первомполугодии сильно упали. А сборы НДС, целиком зачисляемого в федеральный бюджет, даже выросли – на 2 трлн. Да, в последние месяцы проблемы начались и со сбором НДС. Но НДФЛ и налог на прибыль чувствуют себя нисколько не лучше.

Что можно было бы сделать?

То решение, которое на поверхности – это вернуть распределение налога на прибыль к статусу до 2017 года (тогда ставка в 20% распределялась на 18% - субъектам и 2% - в центр, сейчас в центр уходит 3%). И подумать над модернизацией НДС, «расщепить» его на федеральную и региональную части. А вообще говоря, современные аналитические возможности налоговой службы позволяют при желании сделать НДС более «гибким»: с более высокой ставкой в тех секторах, где соотношение налоги/прибыль выше среднего значения по стране, более низкой – в тех видах деятельности, где нагрузка избыточна.

В любом случае регионам нужно больше финансовых полномочий, больше доходов. Иначе идея не сработает.

бизнес поддержка бизнеса А что Титов? инвестиции

A_Chto_Titov

6 ноя 2020 в 12:03

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Svetlana7710

7 ноя 2020 в 0:29

Да сейчас вообще очень тяжело говорить об инвестициях...