Почему люди страдают?

Почему люди страдают?

Почему существует зло?

Одна из центральных проблем религии – проблема существования зла и примыкающая к ней проблема существования страданий.

В Евангелии от Матфея: «Ни один волос не упадет с головы человека без ведома Бога». 

Почему же умирают безвинные люди? Холокост, Вторая мировая война. Если бы Бог наказывал только плохих людей…но...

Проблема теодицеи в философии – это...

Теодицея– проблема оправдания Бога. Как оправдать Бога, как принять столь очевидную несправедливость, страдания невинных людей?

Суть проблемы теодицеи (дословно "Бог – справедливость", т.е. проблемы «оправдания Бога») состоит именно в следующем: как совместить существование  в мире зла с представлением о том, что мир сотворен и направляется всемогущим и всеблагим Богом?

Логически проблему теодицеи можно выразить следующим образом. Существуют четыре логических посылки:

  • Бог есть.
  • Бог всеблагой.
  • Бог всемогущий.
  • Зло есть.

Очевидно, что если верны все четыре посылки, то между ними возникает противоречие. Так, можно принять только три посылки, а четвертую придется отбросить. Например: 

  1. Если Бог есть, хочет добра для всех (всеблагой), и если он такой могущественный, что может этому поспособствовать, то тогда зло не может существовать.
  2. Если Бог есть, если он хочет только добра, но зло все равно существует, то очевидно, что  Бог недостаточно могущественный, чтобы осуществить свои желание. Следовательно, отбрасываем посылку "Бог всемогущ".
  3. Если Бог есть, он всемогущ, но зло все-таки тоже есть, значит Бог вовсе не против того, чтобы зло существовало. Значит, он вовсе  не "всеблагой".
  4. Если Бог – это кто-то одновременно желающий всем добра и самый могущественный, но несмотря на это зло есть, то такой Бог не существует.

Полное решение проблемы или нет?

В каждой религии (или ее отсутствии) проблема теодицеи решается по-разному. Например:

  1. Атеизм – отрицание посылки 1 (т.е. «Бог существует»).
  2. Пантеизм – отрицание посылки 2 (т.е. «Бог всеблагой»).
  3. Политеизм (многобожие, языческие религии) и деизм  отрицают посылку 3 (т.е. «Бог всемогущ»). Так, в язычестве существует огромное количество не слишком могущественный богов, злых и добрых. Деисты считают Бога существом несовершенным, не всемогущественным, меняющимся во времени и т.д.
  4. Идеализм – отрицание существования зла. Идеалисты утверждают, что зло не существует, зло - лишь плод человеческой фантазии, ума, который не способен знать реальное положение вещей.
  5. Главные мировые религии христианство, ислам, иудаизм признают все четыре посылки... НО отрицают наличие логического противоречия между ними.

Этот вопрос в других религиях:

Буддизм.

Будда сформулировал четыре благородные истины. 1) Жизнь – есть страдание; 2) существует причина страдания — желание; 3) существует прекращение страдания — нирвана; 4) существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь.

Дохристианские религии были дуалистичны. Инь и Янь – бесконечная борьба добра и зла.

Представление о Боге в христианстве

1.    «Бог не есть ни виновник, ни творец зла» (Иоанн Лествичник – христианский богослов, византийский философ). 

Бог зла не творит, в сотворенном Богом мире зла нет. Зло появляется, потому что есть свободная воля. Человек проявляет свою волю не в должном направлении.  Бог не останавливает существующее зло, имея в виду конечное благо человека. (Вселенская гармония, о которой говорит Иван Карамазов, и которую он не принимает)

2.    Наказание плохих. 

Ефрем Сирин «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — милосердие, любовь и прощение».

 Кроме Бога, кто проведет границу, кто плохой, а кто хороший в конечном итоге?

3.     Мир – это не шахматная доска, по которой Бог переставляет фигуры. Каждому человеку дан дар свободы. В отношении земного существования людей соединяются личная свобода человека и божественное провидение. Человек, погибший в газовой камере, становится сострадателем Христу и обретает утешение в вечности

Достоевский и теодицея

Проблема теодицеи часто поднимается в мировой культуре.

Например, ей посвящен роман Достоевского "Братья Карамазовы".

Иван Карамазов в разговоре с братом Алешей:

«Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного… не принимаю и не могу согласиться принять, поэтому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит высшая гармония слезинки ребенка».

Что нужно сделать с мучителями ребенка? Алеша говорит: расстрелять. Как ответить на этот страшный вопрос?

Весь роман Достоевского – ответ Ивану.


Человек - свободен. Поэтому зло существует. Зло исходит от людей, не от Бога. Бог не вмешивается, не пытается остановить зло, потому что люди свободны.

Почему Бог Ветхого Завета жестокий?

В.Познер: 

Аарон – брат Моисея просил фараона отпустить евреев, и фараон был готов, но Бог очерствил его сердце. В результате случилось то, что случилось (убийство младенцев и тд).Многочисленные убийства племен, которые противостояли евреям, в том числе женщин и детей.

Ответ протоиерея Козлова:

Другого способа сохранить в том единственном избранном народе веру в истинного Бога, чтобы народ не растворился в море язычества, не искажая истории не было. Любой другой способ означал бы такую «Deus ex machina» (с лат. — «Бог из машины») — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора. Такую интервенцию Бога в человеческую историю, когда всякий смысл человеческой свободы был бы утрачен.

религия христианство Философия зло

Anna_Kirillova

23 фев 2019 в 13:09

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
Mark678

24 фев 2019 в 12:46

ого, не думал, что можно интересно написать на такую тему, класс
Novostnik

24 фев 2019 в 12:49

Про Достоевского все верно, не понимаю, почему мир не перевернулся после Братьев Карамазовых...там же ответы почти на все "вечные" вопросы
Veazrum

25 фев 2019 в 12:54

Вы меня извините, но есть ведь огромный пласт литературы на эту тему! Но почему-то складывается ощущение, что автор абсолютно с ним не знаком. Ибо тексты Достоевского нельзя принимать за богословские исследования очень сложной мировоззренческой проблемы! А не опираясь на силу традиции, так все размышления на эту тему сами знаете от кого...