Почему люди занимаются политикой
Когда великий Аристотель называл людей «политическими животными», он подразумевал: 1) наличие у них этического чувства – представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, а также 2) способность к жизни в обществе и совместным действиям. Может показаться, что чуть ли не все люди включены в политику согласно аристотелевскому определению.
Однако, это, конечно, не так, если подразумевать под участием в политике именно политические практики, то есть дела. Как вера без дел мертва, так и интерес к политике без политических действий превращает нас в пассивный объект управления. Большинство людей в современной России удовлетворено пассивной ролью, приговаривая в оправдание: «А что мы можем сделать?» Поэтому речь пойдет о тех, кто считает, что он что-то может.
Распространенное отечественное мнение насчет политики состоит в том, что люди занимаются ею исключительно, дабы получить какие-то материальные блага: деньги, экономические привилегии, на худой конец, судебный иммунитет. Это мнение не лишено смысла применительно к России. Но и то лишь, если вы выступаете от имени «Единой России» или другой парламентской партии. Однако уже для российской оппозиции это убеждение сомнительно, ведь занятие политикой подвергает вас исключительно рискам и неприятностям.
И оно абсолютно неверно применительно к западным странам. Да, можно перешагнуть из бизнеса в политику и обратно. Но любое злоупотребление политическим статусом в целях обогащения вышвырнет вас из политики с «волчьим билетом». Скромность политика и бюрократа – абсолютное требование западного общества. И эта скромность, пусть даже показная, гораздо лучше наглой роскоши российских чиновников.
Но зачем же тогда люди идут в политику, если не ради демонстрации брегетов, вилл, дорогостоящих содержанок и спортивных автомобилей? Ответ прост и даже наивен. Ради реализации идеалов и ради власти. Стремление к свободе, справедливости и общественному благу – одна из самых сильных мотиваций человека. Из возмущения угнетением – собственным или другим людей, из протеста против конкретной несправедливости вырастают политические вожди и движения, преобразующие мир. Все великие перемены совершались людьми, движимыми идеальными мотивами. Никогда и нигде теми, кто искал в политике исключительно денег и привилегий.
Легко проследить, как эта мотивация возникает и работает в современной России. Рядом с вашим городком свалка. Дышать невозможно, задыхаются взрослые, болеют дети. Вы начинаете организовывать коллективные жалобы и петиции. На них плюют, ведь на кону изрядные деньги. Исчерпав все эпистолярные возможности, вы организуете митинг протеста и/или перекрытие дорог. Вас штрафуют или арестовывают. После подобного многие забиваются в щель. Но не вы. Наоборот, вы остро ощущаете, что вопиющая несправедливость, лишение права на нормальную жизнь вашей семьи, ваших родных и знакомых суть следствие порочного государственного и политического устройства. Это устройство должно быть изменено! – заключаете вы. Поздравляю: вы встали на путь политической борьбы!
Важный путь прихода в политику - желание власти. Властью плотно пропитаны все нюансы человеческих отношений, включая даже такие интимные, как любовь и отношения между родителями и детьми. Однако самая чистая и наиболее могущественная форма власти реализуется именно в политической сфере. Ибо это власть не над домочадцами, учениками в школе, подчиненными на работе – а над нациями и странами. И такая власть не требует материальных дивидендов, поскольку «властвование владычествующего» самодостаточно и сверхценно. Неспроста искушая Христа в пустыне, «князь мира сего» в качестве самого мощного соблазна предлагает тому «власть над всеми царствами и славу их».
Наконец, есть порода людей, которые, следуя завету Портоса из «Трех мушкетеров», дерутся потому что дерутся. Это те, кто склонен к авантюрным предприятиям любого толка. Они вовлекаются в политику в ситуации острых кризисов и конфронтации, составляя изрядную часть уличной массовки, и волею обстоятельств порою выталкиваются на передовые позиции. А дальше уже зависит от них. Если у этих людей обнаруживается тот самый властный инстинкт, который великий Платон называл «царственным искусством», то они закрепляются в политике. Или после недолгого взлета навсегда покидают ее авансцену.
В любом случае надо помнить две простые вещи: политика существует лишь там, где происходит политическое действие; в кризисной ситуации готовы рискнуть и выйти на площадь не более трех процентов населения.
Как выбирают Далай-ламу?
Как выбирают Далай-ламу? Его преемника ищут среди тибетских мальчиков, родившихся...
Что связывает лотерею и выборы?
Своему возникновению числовые лотереи обязаны принципу отбора кандидатов в главный...
Пока нет комментариев