Почему народ-победитель живёт хуже побеждённых?

Наша страна каждый год с большим размахом отмечает День Победы. Увы, чем дальше от нас уходит время той войны, тем меньше остаётся с нами тех, кто принимал непосредственное участие в оказании сопротивления фашистскому агрессору, кто ежедневно совершал подвиги мужества и самоотверженности на фронте и в тылу, и кому мы обязаны своей нынешней относительно благополучной жизнью. В этом году также по всей стране планировались масштабные праздничные мероприятия, приуроченные к 75-летию Победы.

Но все планы сломал коронавирус. Из-за него были отменены все массовые мероприятия, в том числе парад Победы и шествие Бессмертного полка. Впрочем. Владимир Владимирович не преминул ободрить граждан России: все эти торжественные мероприятия состоятся, только немного позже. Зато 9 мая парад прошёл в соседней Беларуси, что, надо думать, в Кремле по ряду причин мало кому понравилось.

Прежде чем я скажу то, что, собственно, хочу сказать, считаю нужным подчеркнуть: я ни в коем случае не принижаю подвиг наших дедов и прадедов, и глубоко убеждён, что дата 9 мая должна навсегда остаться в наших сердцах. Но, вместе с тем, у меня, да, думаю, и не только у меня, возникает ряд вопросов, над которыми, по крайней мере, есть смысл задуматься.

Для начала немного историю День Победы далеко не всегда имел такой статус, какой имеет сегодня. 9 мая было праздничным днём первые три года после Победы (1945. 1946 и 1947 гг.), а затем решением Сталина был превращён в обычный рабочий день. При Хрущёве в этом смысле ничего не изменилось. Очевидно, что ни Сталин, ни Хрущёв не стремились к героизации этой даты и всего, связанного с войной. На то у них были свои причины. «Вождь народов» с подозрением относился к военачальникам, прославившимся на фронтах Великой Отечественной, к их славе и популярности в народе. Особенно это касалось Жукова, который после войны стал на какое-то время самым популярным человеком в стране. Недаром Иосиф Виссарионович вскоре отправил его руководить заштатным Одесским военным округом. Понятно, что в рамках этой парадигмы Сталину было не с руки раздувать излишний пафос вокруг ВОВ. Для него она, наоборот, была источником новых проблем. Во время войны многие советские солдаты побывали за границей, увидели совсем другую жизнь, а вернувшись домой, застали всё те же убожество советской жизни с коммунальным адом, колхозным рабством и прочими прелестями. В общем, война породила у многих, заглянувших за железный занавес, желание перемен, стремление к лучшей доле. Именно этим были во многом обусловлены послевоенные репрессии конца 40-х-начала 50-х гг. Из общества постепенно уходил страх и беспрекословное подчинение вождю. Их нужно было возвращать.

Что касается Хрущёва, то тут тоже всё просто. Война, помимо ряда блестящих полководцев, в народе, как ни крути, ассоциировалась с именем Сталина, и, героизируя Победу, так или иначе пришлось бы отдать должное вождю. У Хрущёва на этот счёт были иные планы, связанные с развенчанием «культа личности и его последствий». Да и вообще, ни Сталин, ни Хрущёв не рассматривали войну как особо выдающуюся страницу своей биографии и не стремились использовать её ореол для укрепления личной власти.

Иное дело Брежнев. Он очень гордился своим непосредственным участием в военных действиях, стремился всячески лепить из себя образ настоящего фронтовика. К слову, военная часть его биографии сыграла не последнюю роль в приходе Брежнева к власти. Он был одним из немногих в советской номенклатуре, кто не отсиживался в тылу, а был на передовой, пусть и служа в политуправлении. Другое дело, что в последующем военные заслуги Леонида Ильича были раздуты до гипертрофированных масштабов, в том числе благодаря псевдомемуарной книге «Малая земля», написанной от лица генсека.

Брежнев в 1965 г. вновь сделал День Победы официальным праздничным днём. Он всячески использовал войну как столп своей собственной легитимности и легитимности режима в целом. К тому же, при Леониде Ильиче де-факто начался курс на пересмотр линии XX и XXII съездов КПСС, из официального дискурса исчезли негативные оценки личности Сталина и его роли в нашей истории. Наоборот, он преподносился как главный полководец, главный победитель фашизма. Но, что интересно, даже в те времена парад на 9 мая не проводился ежегодно. Он состоялся всего дважды – в 1965 и 1975 гг.

Правители всех времён всегда начинают обращаться к славному прошлому, когда им нечем гордиться в настоящем. При Брежневе страна вползала в застой, теряла динамику внутреннего развития, у людей гасла вера в возможности построения коммунизма, а малокомпетентная, заскорузлая правящая элита, занятая в основном решением личных задач, ничего не могла предложить стране и народу. Разве не то же самое мы видим сегодня?

Да, первые парады на День Победы состоялись ещё в 90-х гг., но в нулевые накал патриотического пафоса стал заметно нарастать. Власти с высоких трибун вещали о величии, о мощи державы, о том, мы не должны забывать подвига предков. Отчасти в этом есть здравое зерно. Если мы кем-то и можем и должны гордиться, так это своим великим народом, который вынес на своих плечах испытания, непосильные для любого другого народа. Но здесь есть один немаловажный нюанс.

С.Ю.Витте в одном из писем Николаю II писал: «Ваше Величество имеете 130 миллионов подданных. Из них едва ли много более половины живут, остальные прозябают». К сожалению, сегодня мы наблюдаем примерно схожую картину. Да, есть небольшая прослойка обеспеченных граждан, но большая часть населения как жила в бедности 100 и 200 лет назад, так и продолжает так жить поныне. Если пройтись по улицам российских городов, то что мы увидим: разбитые дороги, старый и малокомфортабельный общественный транспорт, обветшалые дома, грязь и мусор на улицах, ужасную планировку общественных пространств, понурые лица прохожих, в большинстве своём не видящих светлых перспектив. Это характерная картина сегодняшней России. И возникает резонный вопрос: а за что наши деды воевали в 1941-1945 гг.? И ещё один, не менее сакраментальный: почему россияне, потомки победителей в великой войне, живут стократ хуже немцев, ту войну проигравших? Всё это вопросы из той же оперы, что и почему Россия не Америка. Спорить можно долго, но ответа не найдёшь. В том числе и в замечательной одноимённой книжке.

Мы всегда умели воевать, мы всегда умели проявлять чудеса героизма, но мы, увы, почти никогда не могли наладить уютную и комфортную жизнь для своих граждан. Мы гордимся победой в войне 80-летней давности, надуваем щёки, по каждому поводу кричим о своём величии, потрясаем виртуальной ядерной дубиной, но при этом предпочитаем не замечать, в каком повседневном ужасе живём. Если не хватает собственных впечатлений, то можно зайти на ютуб-канал известного блогера Ильи Варламова, который объездил множество российских городов, и посмотреть, в каком адовом состоянии они пребывают. А заодно сравнить c немецкими городами. Как говорят в одном юном городе – две большие разницы.

За что наши деды воевали с фашизмом? За нынешнюю Россию? Сильно сомневаюсь. Нынешняя Россия – страна гигантского социального неравенства, тотальной коррупции, правового беспредела, зарвавшихся чиновников, нищеты и бесправия большей части населения. Страна, где действует принцип «Друзьям – всё, врагам – закон». Страна пышных фасадов, прикрывающих гнилое нутро. В этом плане особенно показателен прошедший в 2018 г. чемпионат мира по футболу. Как тут не вспомнить знаменитую записку П.А.Валуева великому князю Константину Николаевичу, где тот смело обличал: «У нас сверху блеск, а снизу гниль». В конце концов, страна, которая во время пандемии не может бесплатно обеспечить своих граждан медицинскими масками, заставляя тратить на них собственные последние деньги.

Власть кичится успехами прошлого, но забывает о том, что нельзя подменять прошлым настоящее, и нельзя жить исключительно достижениями былых времён. Понимание этого очевидного факта пока нашим правителям недоступно. И мало надежды, что в ближайшее время эта ситуация изменится.

Россия политика общество власть

DmitryOvchinnikov

3 июн 2020 в 18:58

Похожие материалы
Комментарии (0)

Пока нет комментариев