Позиция Великобритании на Парижской мирной конференции

Позиция Великобритании на Парижской мирной конференции

По окончанию Первой мировой войны Британская империя, несмотря на некоторое ослабление ряда позиций, оставалась одной из ведущих мировых держав и не собиралась утрачивать свое лидерство. Великобритания сохраняла мощнейший флот, сильную экономику и огромные колониальные территории.

Именно поэтому, британская делегация была одной из самых многочисленных на Парижской мирной конференции (на некоторых этапах – до 500 человек) и имела весьма сложную структуру. Ее наиболее значимыми фигурами, помимо Ллойда-Джорджа, были военный министр Уинстон Черчилль, министр иностранных дел Артур Бальфур, министр по делам колоний Альфред Милнер.

Одной из основных задач Великобритании в вопросе урегулирования Европы было не допустить чрезмерного усиления влияния Франции. Обсуждались проблемы принадлежности таких западных территорий как Эльзас и Лотарингия, Бельгия и Люксембург, Саар и Рейнская область.

Британская делегация была категорически против возвращения Франции исторической территории Лотарингии, которая включала в себя Саар. В этом вопросе Великобританию поддерживали и США. После длительных переговоров было принято решение, согласно которому Франция получала контроль над угольными шахтами Саара, однако сама территория переходила под управление Лиги Наций на срок 15 лет, после чего население должно было решить на плебисците вопрос о собственной государственной принадлежности. По всей видимости, автором этой идеи был член британской делегации Джеймс Хедлэм Морли.

Решение бельгийской проблемы было тесно связано с вопросом о статусе Люксембурга. Великобритания поддерживала идею присоединения Люксембурга к Бельгии. Таким образом, ей удалось бы усилить позиции бельгийского государства, которое смогло бы противостоять давлению Франции или Германии. Добиться объединения Люксембурга и Бельгии британцам не удалось, однако успешным оказалось сопротивление Франции в попытке установить собственный контроль над Люксембургом – регион остался независимым.

Рейнская область была для Франции возможностью закрепить свои позиции на левом берегу Рейна и создать буферную зону против возможной немецкой агрессии. Для Великобритании это означало установление французского доминирования в континентальной Европе. Решением стала демилитаризация области и сохранение ее в составе Германии. Левобережье Рейна, как и ряд плацдармов на правом берегу, оккупировались союзными войсками на срок от 5 до 15 лет. Такое решение вызвало у Ллойд-Джорджа определенное раздражение, так как он не желал тратить на это средства, но, в конченом итоге, оно было принято британской стороной.

Вопрос о границах новообразовавшихся государств в Восточной Европе также породил разногласия между союзниками. После октябрьской революции в России Франция перестала рассматривать ее как своего возможного союзника против Германии. Скорее наоборот, теперь Россия представляла угрозу как потенциальный источник распространения большевизма, с одной стороны, и плацдарм для германской экспансии с другой. Чтобы предотвратить подобные сценарии и создать мощный буфер против Советской России, политика Франции была направлена на укрепление новых стран: Чехословакии, Румынии, Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, Польши. В «польском вопросе» это проявлялось особенно заметно. Франция стремилась отдать полякам Верхнюю Силезию и коридор к Балтийскому морю с городом Данцигом, несмотря на то, что значительную часть населения этих земель составляли немцы.

Великобритания не поддерживала идею включения в состав Польши территорий с преобладающим немецким населением. Премьер-министр Ллойд Джордж затрагивал эту тему в вышеупомянутом «Документе из Фонтенбло». Таким образом, по настоянию Англии и США притязания Польши были ограничены. В Верхней Силезии был проведен плебисцит, в результате которого, регион был разделен между Германией и Польшей, а Данциг приобрел статус «вольного города» и остался под протекторатом Лиги Наций.

Одним из самых дискуссионных оставался вопрос о германских репарациях. Британский премьер оказался в сложной ситуации. С одной стороны, он понимал, что нельзя допустить принятия французских требований, так как для Германии они окажутся невыполнимыми. С другой стороны, он боялся потерять поддержку среди самих британцев. Большинство консервативной партии и британского общества в целом выступали против смягчения условий. Более того, одним из лозунгов избирательной кампании Ллойд-Джорджа в 1918 году был: «Германия должна уплатить!»

Известный британский экономист Джон Кейнс, занимавший на конференции должность финансового советника британской делегации, был ярым противником требования от Германии максимального возмещения убытков. Он видел в этом стремление Франции нанести Германии колоссальный экономический ущерб и приобрести рейнские провинции. Для Кейнса приоритетом было восстановление европейской и, в частности, британской торговли, чему препятствовали высокие репарации. Именно поэтому, он всеми силами старался убедить премьер-министра в необходимости бороться против принятия французских требований.

Оппонентами Кейнса внутри британской делегации были лорды Д. Г. Самнер и В. Канлиф, также представлявшие британское казначейство, но выступавшие в этом вопросе за солидарность с Францией. Некоторую поддержку Кейнс получил от нескольких представителей департамента США (В. Лемонт и Н. Девис). Однако этого было недостаточно против мощного давления сторонников максимальной суммы репараций.

В конечном счете, суммы предполагаемых выплат стремительно взлетели с 3 миллиардов фунтов стерлингов золотом до 35 миллиардов. Я. К. Смэтс, министр обороны ЮАС8, был единомышленником Кейнса, однако именно он в апреле 1919 года нанес последний удар по позиции своего товарища и подготовил юридическое обоснование для включения в состав германских репараций выплат пенсий вдовам, сиротам и инвалидам войны. В результате этого президент США В. Вильсон согласился на требования, а объем выплат стал безразмерным.

Оставив попытки ограничить сумму репараций, Кейнс попытался смягчить экономическое бремя выплат финансовыми методами. Он предлагал план по созданию импульса для возрождения европейской экономики, согласно которому, Германия выпускает и передает облигации государствам-победителям, которые становятся одновременно гарантией выплат репараций Германией в будущем и платежным средством между победителями. В том числе, таким способом Франция и Великобритания смогли бы оплатить долги перед США. Ллойд-Джордж поддержал эту идею, однако ее резко раскритиковали американцы, которые хотели получитьреальные выплаты за долги, а не облигации с неопределенной реальной стоимостью.

Потерпев очередное поражение, Джон Кейнс покинул конференцию за три недели до подписания Версальского договора. Накануне отъезда он написал премьер-министру письмо: «Я должен сообщить Вам, что в субботу я сбегаю со сцены кошмара. Я ничем больше не могу быть здесь полезен. Даже все эти последние ужасные недели я продолжал надеяться, что Вы найдете какой-то способ сделать договор справедливым и целесообразным документом. Но теперь, судя по всему, слишком поздно. Сражение проиграно»

В итоге, на Парижской мирной конференции в межсоюзническую комиссию по репарациям от Великобритании вошли люди, занимавшие в этом вопросе наиболее жесткую позицию, - премьер-министр Австралии Уильям Хьюз, лорд Самнер и лорд Кенлиф. Окончательная сумма репараций не была указана в тексте договора. Ее должна была определить специальная комиссия в 1921 году.

История великобритания интересное Париж франция

Abrakadabra

14 фев 2019 в 0:06

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Korobkov_Alexey

15 фев 2019 в 21:39

Отличная, содержательная статья. Луйк