Призрак «вождя народов» бродит по России

К сожалению, через четверть века после краха СССР и более полувека после смерти Иосифа Сталина приходится констатировать, что сталинизм по-прежнему является важной частью нашего коллективного общественного сознания, а значительная часть наших сограждан продолжает в душе лелеять заветы и образ «великого кормчего».

Периодически в разных городах нашей страны возникают общественные инициативы по увековечиванию памяти Сталина. Скажем, коммунистическая общественность Волгограда время от времени педалирует идею переименования города в Сталинград. Всё это так или иначе привязывается к теме Великой Отечественной войны, победа в которой у многих россиян прочно ассоциируется с именем «вождя народов». Но понятно, что инициаторы этих проектов вольно или невольно оправдывают и поддерживают всю его политику, которую он планомерно осуществлял на протяжении 30 лет безраздельного господства в стране и партии.

В моём родном Новосибирске довольно активно обсуждается проект установления бронзового бюста Сталину. 17 ноября прошлого года инициативная группа граждан приняла предложение об установке бюста на территории местного обкома КПРФ. Совсем недавно появилась информация о том, что его установка произойдёт в ближайшее время и будет приурочена к Дню Победы. Я, как патриот своего города и своей страны, выступаю решительно против подобных проектов. На мой взгляд, появление сегодня подобных инициатив, после всего, что нам стало известно, во многом благодаря перестройке 80-х гг., об ужасах 30-50-х гг., творившихся в стране под непосредственным руководством товарища Сталина, свидетельствует о тяжёлой нравственной болезни нашего общества. К сожалению, опросы общественного мнения действительно фиксируют весьма удручающий факт довольно высокой популярности Сталина в народных массах. Казалось бы, это должно казаться странным, учитывая, что с момента его смерти прошли две довольно мощные кампании по его развенчанию – сначала во времена Хрущёва, а затем Горбачёва. Но на самом деле ответ у этой загадки довольно прост.

Нужно понимать, что в данном случае, когда мы говорим о Сталине, его месте в общественном дискурсе, сознании и исторической памяти народа, мы имеем дело с одним из наиболее массовых социокультурных мифов в нашей истории. Сталин в массовом сознании ассоциируется с порядком, жёсткой властью, справедливостью – всеми базовыми элементами психологии, менталитета нашего народа. Кроме того, эпоха правления Сталина оценивается большинством россиян как пик могущества и процветания государства, которого боялся (а значит и уважал) весь остальной мир. Во всём этом кроется разгадка того, что именно Сталин, полуграмотный грузин родом из небольшого забитого городка, выиграл внутрипартийную борьбу за власть после смерти Ленина – в нём народ увидел своего нового царя, а также разгадка негативного отношения большинства россиян к перестройке, повлекшей крах СССР – Россия перестала быть великой державой, утратила статус мирового гегемона, утратила былой статус и величие. В конце концов, сократилась в размерах, в то время как Сталин, за исключением Польши и Финляндии, вернул границы государства к дореволюционным.

Мне довелось видеть кинохронику дня похорон Сталина, а также прочесть довольно много свидетельств о том дне. И меня неизменно поражала картина повального безумия, охватившего страну. Со всех концов Союза тысячи людей съезжались в Москву, чтобы проститься с самым страшным тираном в мировой истории. Всё это закончилось чудовищной давкой, гибелью десятков невинных людей. И мне всегда виделся в этом некий символизм – человек, при жизни погубивший миллионы, не мог уйти просто так, не пролив очередной невинной крови. С одной стороны, это вполне типичная картина для диктаторских режимов – мы и сегодня можем видеть нечто подобное в некоторых странах мира. Но, с другой стороны, видя эти чудовищные кадры, когда люди буквально плакали от неподдельной скорби по тирану, невольно ужасаешься от мысли о том, до какой степени можно обработать массовое сознание, и в каком ужасном моральном состоянии тогда находилось наше общество. Да в значительной степени продолжает находиться и сейчас, хотя ныне оно гораздо ближе к позднебрежневским временам.

Сталин создал чудовищную, невиданную по своим размерам и жестокости машину тоталитарного подавления личности, систему страха и тотального контроля за всем обществом в целом и за каждым человеком в отдельности. На совести Сталина миллионы ни в чём не повинных жертв, драмы целых народов, насильственно переселённых из мест своего традиционного обитания. Он создал чудовищную систему ГУЛАГа, где эксплуатировался рабский труд заключённых. Он уничтожил русскую деревню, практически ликвидировав большую часть крестьянства как класс, а оставшихся загнал в колхозное рабство. Он истребил виднейших деятелей науки, культуры, цвет красной армии. Возвёл в культ всеобщую подозрительность и доносительство, создал систему, при которой любой неугодный ему человек мог стать «врагом народа», быть расстрелянным без суда и следствия. Он стал автором и вдохновителем невиданных доселе по своей абсурдности судебных процессов над бывшими вождями Октября, былыми соратниками Ленина, которые внесли огромный вклад в победу революции и закрепление большевиков у власти. Вообще, все устроенные им процессы – от «Шахтинского дела» до «Дела врачей» были беспрецедентной по своей вероломности и жестокости инсценировкой, лишённой даже подобия правового основания. И всё это ещё далеко не полный список злодеяний, совершённых нашим «вождём и учителем», которым и сегодня не перестают восторгаться его преданные апологеты вроде Николая Старикова.

Я глубоко убеждён, что наше общество должно пройти через процесс декоммунизации и десталинизации, подобно денацификации, происходившей в послевоенной Германии. Точнее, нам необходимо закончить этот процесс, потому что мы уже дважды начинали его. Сначала при Хрущёве, когда на XX и XXII съездах партии был развенчан культ личности Сталина, а его тело вынесено из Мавзолея. Но затем этот процесс оказался прерван, а при Брежневе он даже в некотором смысле пошёл вспять. Да и сам Хрущёв не мог пойти до конца, окончательно порвать со Сталиным, т.к., очерняя вождя, он в то же время должен был провести водораздел между ним и всей партией, самой коммунистической идеей, которая, подобно жене Цезаря, должна была быть вне подозрений. Но в итоге это ему не удалось, и именно XX съезд КПСС по сути стал отправной точкой к развалу СССР. Затем процесс десталинизации продолжился уже при Горбачёве, и тогда он продвинулся далеко вперёд. Мы многое узнали о репрессиях 30-х-50-х гг., о голоде начала 20-х и конца 40-х гг., об ужасах коллективизации, о судьбе репрессированных писателей, поэтов, партийных и военных деятелей. Тогда, в конце 80-х, общество подошло максимально близко к полному очищению от сталинизма. Но затем, после распада СССР и хаоса 90-х гг., Сталин, который, казалось, ушёл навсегда, вернулся к нам снова. Видимо, чтобы напомнить нам о не до конца выученных уроках.

сталин культ личности памятник

DmitryOvchinnikov

21 мар 2019 в 18:10

Похожие материалы
Комментарии (4)
anna_pavlenko

22 мар 2019 в 19:36

никогда не понимала, как люди в наши дни могу восхищаться им
Anna_Kirillova

22 мар 2019 в 20:06

и не говорите, страшно жить среди таких людей
Abrakadabra

23 мар 2019 в 7:58

Слава богу, воскресить его нельзя. Половина этих сторонников сразу бы оказалось за решеткой
Chubaka

23 мар 2019 в 11:38

Многие бабки с него пыль сдувают