Проект «Стамбул»: новый турецкий поток

Проект «Стамбул»: новый турецкий поток

В Турции проект строительства искусственного пролива между Черным и Мраморным морями вернули на рассмотрение. Его потенциальное осуществление вызывает бурные дебаты. Зачем стране новая транспортная артерия и почему она вызывает такую полемику.

По территории Турции, в историческом ее сердце, через проливы Дарданеллы и Босфор ежегодно проходят до 50 тысяч кораблей. Примерно 35% из них перевозят опасные грузы. Через узкую полоску моря везут нефтепродукты и продукцию страны все страны региона: Россия, Украина, Румыния, Болгария и Грузия. Также проливами пользуются Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан. С каждым годом товарооборот между странами увеличивается. Но не только торговые корабли ходят через естественный канал между морями. Военные судна постоянно курсируют из Средиземного моря в Черное: все зависит от концентрации внимания вокруг юго-востока Украины.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2011 году предложил реализовать проект «Стамбул» по строительству нового судоходного канала в обход Босфора. Уже тогда перспектива появления подобного инженерного сооружения вызвала дискуссии. С одной стороны, масштабная стройка не пройдет бесследно для экологии региона. Соленость Мраморного моря значительно выше, чем у Черного – есть риск потери биоразнообразия в обоих водных резервуарах. Ученые также предупредили о возможном загрязнении водохранилища, из которого Стамбул получает питьевую воду. С другой, – строительство масштабного сооружения вызовет волну патриотизма, создаст новые рабочие места и в будущем станет экономически выгодным предприятием.

Проект был принят к рассмотрению, и в 2018 году маршрут канала был утвержден. Минтранс Турции объявил, что он пройдет через водохранилище Сазлыдере, озера Кючюк-Чекмедже, Сазлысу и Дурусу. Канал выйдет в Черное море к востоку от Теркосской дамбы. Все бы зашло еще дальше, но споры, отсутствие финансирования и эпидемия Covid-19 отложили старт «стройки века».

Проект «Стамбул»: новый турецкий поток

Пандемия пандемией, а глобальные политические игры не потеряли свою актуальность и накал страстей все еще высок. Проекты, подобные каналу «Стамбул», являются козырными картами в руках тех стран, которые претендуют на лидерство в своей точке мира. Турция как раз имеет такие амбиции. Более того страна состоит в НАТО и очень хочет стать членом Евросоюза.

Но у Турции, как и у многих развивающихся стран, свой «особенный» путь. Государство состоит в НАТО, но закупает российские С-400. Страна претендует на членство в ЕС, но выходит из Стамбульской конвенции (это документ о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин). При этом Турция осознает свою власть, которую могла бы иметь над проливами. И здесь кроется «но».

Турция подписала Лозаннский договор в 1923 году. Он официально закрепил новые границы государства после распада Османской империи. Контроль над проливами передавался международной группе. Через некоторое время пункт о судоходных каналах был пересмотрен. Турция заявила, что своими силами сможет контролировать поток кораблей. В 1936 году была подписана Конвенция Монтрё. Она дала Турции формальный суверенитет над Босфором и Дарданеллами. Торговые суда любых стран получили возможность свободного прохода через проливы. Что касается военных кораблей, то черноморские державы получили возможность проводить в мирное время через указанные проливы любое их количество. Иные государства попали под ограничения. Например, для них был установлен общий максимальный тоннаж заходящих в Черное море военных кораблей. Именно этот аспект важен в современной политике демонстрации силы.

Строительство нового канала позволит Турции обойти Конвенцию Монтрё. Она станет полностью контролировать судопоток в регионе, регулировать стоимость прохода, количество, тоннаж и тип кораблей. Эти параметры будут зависеть от международной обстановки и выгоды, которую может получить страна, пропустив через новый канал, например, с десяток военных кораблей США. Кстати, канал еще поможет избежать ситуаций, подобных остановке судоходства в Суэцком канале из-за контейнеровоза Ever Given.

Но тендер на строительство все еще не объявлен. На данный момент Эрдоган пытается договорится с общественностью, экологами и найти деньги на строительство. Карта не разыграна.

турция Стамбул проливы интересное

VeraChe

29 апр 2021 в 15:33

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев