Просвещение в США (3)


Согласно Руссо носителем верховной власти является народ. Он говорит о том, что «когда каждый отдает себя в распоряжение всех, он в сущности не отдается никому, не существует противоположных друг другу интересов. Свобода индивидуума в государстве, по мнению Жан-Жака Руссо не обеспечивается ничем. Народ, согласно Руссо, не является первичной основой власти, а понимается как субъект, который этой властью пользуется. Весь народ в совокупности осуществляет непосредственным образом законодательную власть.

В отличие от Руссо Томас Гоббс делегирует абсолютную власть над народом правительству. Согласно Руссо, власть принадлежит всецело народу. «Государственный абсолютизм, отдаваемый Гоббсом правительству, «Общественный договор» Руссо переносит на весь народ: свободу народа он смешивает с властью народа, а равенство понимает не в смысле равенства гражданских прав, а в смысле равенства во власти. Целью равенства у Руссо является не пользование личною свободою и индивидуальными способностями, а непосредственное участие во власти, т. е. лишь бы все были равны во власти, а там пускай последняя будет беспредельна, как бы Руссо при этом ни оговаривался в том смысле, что общая воля, руководимая разумом, и потребовать не может, чтобы на личность были наложены бесполезные цепи.

В самом конце «Общественного договора» есть глава о гражданской религии. Руссо находит, что христианство, отвлекая сердца людей от всего земного, отрывает их и от государства, – и потому считает необходимым, чтобы верховная власть установила чисто гражданское исповедание веры с правом изгнания из государства всякого, кто не станет верить в её заповеди, как человека непригодного к общественной жизни, а «если, – продолжает Руссо, – кто-либо, публично признав догмат этой религии, будет вести себя так», как будто он в них не верит, то он должен быть наказан смертью, как человек, который совершил величайшее преступление, солгав перед законами».

В число догматов этой религии (вера в Бога, в бессмертие души, в загробное воздаяние и в святость общественного договора и законов) Руссо включает запрещение нетерпимости, и тот, кто верит, что вне церкви нет спасения, по его мнению, должен быть прямо изгоняем из государства. Враг нетерпимости, Руссо не замечает, как он сам вводит нетерпимость в свою государственную религию. Таким образом, его политическая теория, проповедуя самое широкое народовластие, соединяет последнее, в сущности, с отрицанием индивидуальной свободы».

Революционные процессы тесно взаимосвязаны с идеями просвещения в Старом и Новом свете, хотя и носят они различный характер. Важно отметить последовательность в развитии мировой цивилизации, его причинно-следственную связь. Благодаря великим философам Западной Европы, мы видим, как европейские политические, культурные и социальные традиции закладываются в основу нового государства на другом континенте. Однако эти традиции претерпевают изменения, исходя из реалий новой жизни, и со временем приобретают свою самобытность. Постепенно формируется принципиально иная, отличающаяся от западноевропейской, хотя такая и родственная ей, американская культура, которая находит своё отражение в трудах выдающихся американских мыслителей, политиков, отцов-основателей Соединённых Штатов Америки, представителей культуры и великих американских писателей.

США История Америка

ivanov081099

2 авг 2019 в 14:01

Похожие материалы
Комментарии (1)
Abrakadabra

5 авг 2019 в 14:33

это у нас свобода индивидуума ничем не обеспечивается, особенно, когда речь касается политических взглядов