Психологические особенности фейковой информации

Психологические особенности фейковой информации

С распространением интернета на человечество нахлынул нескончаемый поток новостей. Как правило, картина мира, создаваемая в медиа-пространстве, отличается от реальной. С этим связано становление важнейшей функции СМИ – воздействие на сознание людей и манипулирование им. Как следствие, объекты информации могут быть как реальными, так и ирреальными, «вымышленными», а проверить подлинность довольно сложно. В таких новостях искаженная информация не воспринимается адресатом как мистификация фактов.

Причина этого заключается в стремлении СМИ представить своей аудитории сенсацию. Скорость подачи информации часто не дает журналистам возможность проверить достоверность контента. Данные на максимальной скорости помещаются в сеть, а оттуда – на радио и телевидение. Скандалы, возникающие из-за фейковых новостей, обеспечивают полноценную монетизацию медиа-сайтам.

Часто в СМИ и соцсетях появляется ложная информация, которую распространяют боты или даже злоумышленники. К сожалению, иногда люди принимают «утку» за правду и распространяют ее дальше.

Психологические особенности фейковой информации

В основе фейка лежит манипуляция, которая достигается с помощью лингвистических приемов, применяемых в сочетании с графическими и психологическими средствами воздействия». Таким образом, первая особенность фейковой информации – её мнимая правдивость и сенсационность.

Наглая ложь оказывается предпочтительной, потому что она разрушает всякую возможность диалога.

Из-за скорости распространения таких новостей и формы их преподношения (утвердительные предложения), у людей даже не появляется возможности опровергнуть эту информацию. Текст, как правило, очень легко усваивается и не позволяет усомниться в исключительной честности автора. Утвердительное высказывание часто воспринимается людьми в качестве проверенного. Это способ постановки чёткой позиции по какому-либо вопросу, таким образом можно убедить людей в правоте тезисов, высказанных ранее, ведь эти «факты» всё подтверждают.

Виктор Сороченко, автор «Энциклопедии методов пропаганды» выделяет методы внедрения пропагандисткой информации (которая практически всегда является фейковой) в поток текста таким образом, чтобы она была не заметна для обычного человека и максимально достигала своей цели. Я выделила наиболее, на мой взгляд, эффективные:

  1. Авторитетный источник (акцент на значимость лица без упоминания конкретного имени/названия организации). Пример: 25 марта 2017 года во время трагических событий пожара в ТЦ «Зимняя вишня» (г. Кемерово) с огромной скоростью распространялась информация, рассказанная якобы сотрудником службы МЧС. Неизвестный заявлял, что трупов гораздо больше, чем сообщали по новостям. Позднее эта информация была опровергнута.
  2. Эффект присутствия (автор сообщает множество мелких фальсифицированных факторов, которые заставляют потребителя информации действительно поверить в её правдивость); Пример: В серии книг С. Коллинз «Голодные игры» каждая телепередача, каждый эфир, каждое выступление насыщены лживой информацией. Но группе людей всё-таки удаётся разоблачить действия правительства. Путём анализа новостей, которые передавались в течение месяца в качества «эксклюзива», они сделали вывод, что представленные видеоматериалы являются подделкой, нарезкой кадров, причём зачастую повторяющихся, а тексты, сопровождавшие видео- и фотоматериалы с интересными подробностями, ­– не более чем выдумка. Кроме того, текст сообщений был снабжён такими формулировками, как «нам, жителям дистриктов», «мы все в ответе», которые уже как будто исходят от самого реципиента.
  3. Отвлечение внимания (новость имеет развлекательный характер. В этом случае под развлечением понимается любое средство, которое возбуждает интерес к сообщению и в то же время маскирует его истинный смысл, блокирует критичность восприятия. Действительно, большинство заголовков жёлтой прессы «цепляет», они составлены с определённой толикой юмора, факты гиперболизированы); Пример: 15 мая 2017 года в российских и зарубежных СМИ распространилась новость о пасторе из Зимбабве, которого съел крокодил. Заголовки новостных заметок при этом претендовали на оригинальность, например, «Пастора, повторявшего хождение Христа по воде, съели крокодилы в Зимбабве». Забавное название (хотя ситуация страшная) привлекает внимание, но вряд ли люди стали выяснять, является ли эта информация достоверной. Констатация фактов (это самый часто применяемый способ) Пример: В Апреле 2017 года общественный резонанс вызвала публикация в «Новой газете», посвящённая гонениям на геев в Чечне. Дмитрий Песков опроверг это заявление, но новость ещё долгое время обсуждалась. Во многом здесь сыграли свою роль категоричный заголовок и набор фактов – (якобы) зафиксированных случаев издевательств над мужчинами.
  4. Использование эвфемизмов: Пример: приём наиболее распространен в фейках, посвящённых военным действиям в Ираке, Сирии и на Украине. Грубые выражения, открыто описывающие насилие, заменяются нейтральными оборотами: второстепенный ущерб –ненамеренное разрушение объектов авиационными бомбами, бомбардировка –непосредственная воздушная поддержка, военные действия –программа умиротворения. С помощью эвфемизации речи автор манипулирует сознанием людей, создавая ложное представление спокойствия и скрывая от них истинную картину той жестокости, что происходит на мировой арене».

Соответственно, эти методы внедрения фейковой информации являются одновременно её признаками. Упоминание якобы авторитетных источников без прямых ссылок, маловажные детали, манипулятивные формулировки, яркий заголовок, использование эвфемизмов – эти характеристики по отдельности и в сочетаниях выдают фальшь.


Новости fake news информация пропаганда

Terapevt

29 мая 2019 в 17:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев