«Разве я не человек и не брат ваш?» – краткая история рабства
Рабство существовало многие тысячи лет. Экономика Греции, Рима и других древних цивилизаций зависела от рабского труда, да и Библия рабства не запрещает. В средневековой Европе рабство как таковое встречалось редко; были, конечно, сер- фы — крестьяне, прикрепленные к земле, но они обладали определен- ными правами, что отличало их от рабов. К началу Нового времени
в большей части Западной Европы не осталось даже серфов. Арабы
и османы владели и торговали рабами, многие из которых были африканцами; наравне со слоновой костью и золотом рабы были одним из главных экспортных товаров Африки. Торговые фактории арабов тянулись вдоль всего восточного берега Африки, а рабов из западной части континента везли по кара- ванному пути через Сахару. Берберские корсары Северной Африки контролировали морские торговые пути и устраивали набеги на европейские берега, чтобы захватывать новых рабов. Европейская работорговля нача- лась с португальцев, еще в XV веке, но настоящий спрос на рабский труд возник с распространени-
ем сахарных и табачных плантаций в Новом Свете. Так появился печально известный и чрезвычайно прибыльный «торговый треугольник» (см. с. 101), который к XVIII веку контролировали в основном британцы, в сумме перевез- шие в Карибский бассейн и американские колонии — Джорджию, Вирджинию, Каролину — до 3,5 миллиона рабов. Эти цифры сопоставимы с количеством ра- бов, которых вывезли из Африки европейские конкуренты британцев — порту- гальцы, французы и голландцы. Сами африканцы также участвовали в торговле: королевства Бенин и Ашанти процветали за счет поставки рабов ненасытным европейцам. Условия перевозки были ужасны: набитые как селедки в бочку в тес- ные душные трюмы, многие — до пятой части всех людей — умирали от болезней. Их тела выбрасывали за борт на корм акулам.
Кампания за отмену рабства. С самого начала некоторые европейцы понимали жестокость того, что африканцы теперь называют Maafa, «великая трагедия» в переводе с суахили. «Какое сердце может быть столь ожесточе- но, — писал один португалец, ставший свидетелем перевозки африканских пленников в 1445 году, — что не проникнется жалостью при виде этих людей? Головы опущены, лица залиты слезами при взгляде друг на друга; другие непрерывно стонали...» И страдания их увеличивались, когда «отцов разлуча- ли с сыновьями, мужей с женами, братьев с братьями...»
Но такие выражения неприязни к работорговле редко встречались до сере- дины XVIII века, когда идеи Просвещения о правах и свободах совпали
с обострившимся чувством христианского гуманизма. В Англии этот процесс отмечен появлением методизма и других религиозных и миссионерских объе- динений, таких как «клэпемская секта», в Америке же началось так называемое Великое пробуждение. Для этих христиан рабовладение было «мерзостью перед Богом». Ключевой момент настал в 1772 году, когда в суде рассма- тривалось дело Джеймса Сомерсета, раба, привезенного своим хозяином в Англию из Массачусетса. Лорд Мэнсфилд, председательствовавший в суде, принял решение, согласно которому рабство противоречило английским законам, и в результате Сомерсет, а с ним и тысячи других рабов, находив- шихся в Англии, были освобождены. Решение было основано на юридиче- ских, а не моральных аргументах и не затронуло всей Британской империи, но воодушевило аболиционистов.
В Британии наиболее заметным из них был Уильям Уилберфорс, член пар- ламента от Холла, состоявший в «клэпемской секте». Уилберфорс решил, что первым шагом к полной отмене рабства должно стать прекращение работорговли, неутомимо добивался этого в парламенте, а по всей стране возникали объединения его сторонников-аболиционистов. Поначалу мно- гие возражали Уилберфорсу по экономическим соображениям, но по мере сокращения торговли с Вест-Индией сопротивление слабело, и в 1807 году импорт рабов в британские колонии был запрещен. Королевский флот получил задание следить за соблюдением ново- го запрета, но только в 1833 году был принят закон, отменяющий рабство в Британской империи. Франция после- довала примеру англичан в 1848-м, а вот в США существование рабства в южных штатах оказалось камнем преткновения, и вопрос решился только кровопролит- ной Гражданской войной.
Самые первые рождественские подарки
На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит...
Арбуз после 400 лет генетической модификации
Вот, как изменился арбуз за 400 лет.
Пока нет комментариев