«Разве я не человек и не брат ваш?» – краткая история рабства

«Разве я не человек и не брат ваш?» – краткая история рабства

Рабство существовало многие тысячи лет. Экономика Греции, Рима и других древних цивилизаций зависела от рабского труда, да и Библия рабства не запрещает. В средневековой Европе рабство как таковое встречалось редко; были, конечно, сер- фы — крестьяне, прикрепленные к земле, но они обладали определен- ными правами, что отличало их от рабов. К началу Нового времени

в большей части Западной Европы не осталось даже серфов. Арабы
и османы владели и торговали рабами, многие из которых были африканцами; наравне со слоновой костью и золотом рабы были одним из главных экспортных товаров Африки. Торговые фактории арабов тянулись вдоль всего восточного берега Африки, а рабов из западной части континента везли по кара- ванному пути через Сахару. Берберские корсары Северной Африки контролировали морские торговые пути и устраивали набеги на европейские берега, чтобы захватывать новых рабов. Европейская работорговля нача- лась с португальцев, еще в XV веке, но настоящий спрос на рабский труд возник с распространени-

ем сахарных и табачных плантаций в Новом Свете. Так появился печально известный и чрезвычайно прибыльный «торговый треугольник» (см. с. 101), который к XVIII веку контролировали в основном британцы, в сумме перевез- шие в Карибский бассейн и американские колонии — Джорджию, Вирджинию, Каролину — до 3,5 миллиона рабов. Эти цифры сопоставимы с количеством ра- бов, которых вывезли из Африки европейские конкуренты британцев — порту- гальцы, французы и голландцы. Сами африканцы также участвовали в торговле: королевства Бенин и Ашанти процветали за счет поставки рабов ненасытным европейцам. Условия перевозки были ужасны: набитые как селедки в бочку в тес- ные душные трюмы, многие — до пятой части всех людей — умирали от болезней. Их тела выбрасывали за борт на корм акулам.

Кампания за отмену рабства. С самого начала некоторые европейцы понимали жестокость того, что африканцы теперь называют Maafa, «великая трагедия» в переводе с суахили. «Какое сердце может быть столь ожесточе- но, — писал один португалец, ставший свидетелем перевозки африканских пленников в 1445 году, — что не проникнется жалостью при виде этих людей? Головы опущены, лица залиты слезами при взгляде друг на друга; другие непрерывно стонали...» И страдания их увеличивались, когда «отцов разлуча- ли с сыновьями, мужей с женами, братьев с братьями...»

Но такие выражения неприязни к работорговле редко встречались до сере- дины XVIII века, когда идеи Просвещения о правах и свободах совпали
с обострившимся чувством христианского гуманизма. В Англии этот процесс отмечен появлением методизма и других религиозных и миссионерских объе- динений, таких как «клэпемская секта», в Америке же началось так называемое Великое пробуждение. Для этих христиан рабовладение было «мерзостью перед Богом». Ключевой момент настал в 1772 году, когда в суде рассма- тривалось дело Джеймса Сомерсета, раба, привезенного своим хозяином в Англию из Массачусетса. Лорд Мэнсфилд, председательствовавший в суде, принял решение, согласно которому рабство противоречило английским законам, и в результате Сомерсет, а с ним и тысячи других рабов, находив- шихся в Англии, были освобождены. Решение было основано на юридиче- ских, а не моральных аргументах и не затронуло всей Британской империи, но воодушевило аболиционистов.

В Британии наиболее заметным из них был Уильям Уилберфорс, член пар- ламента от Холла, состоявший в «клэпемской секте». Уилберфорс решил, что первым шагом к полной отмене рабства должно стать прекращение работорговли, неутомимо добивался этого в парламенте, а по всей стране возникали объединения его сторонников-аболиционистов. Поначалу мно- гие возражали Уилберфорсу по экономическим соображениям, но по мере сокращения торговли с Вест-Индией сопротивление слабело, и в 1807 году импорт рабов в британские колонии был запрещен. Королевский флот получил задание следить за соблюдением ново- го запрета, но только в 1833 году был принят закон, отменяющий рабство в Британской империи. Франция после- довала примеру англичан в 1848-м, а вот в США существование рабства в южных штатах оказалось камнем преткновения, и вопрос решился только кровопролит- ной Гражданской войной.

История США равноправие рабство

Mary_Ivanova

25 янв 2019 в 13:58

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев