Реклама и законы

Как регулируются медийные и немедийные коммуникации

Законы, ограничивающие СМИ и рекламу появились не так давно. Однако цензура, исходящая от государства существует уже несколько веков. Нужна ли она в современном мире? Конечно же, да. А вот какими должны быть эти рамки регулирования: более жесткими или мягкими – вопрос другой.

Современное потребление информации становится более индивидуализированным. Человек не хочет поддаваться «стадному чувству» и предпочитает, чтобы какая-либо информация преподносилась ему лично. Такой способ успешно продемонстрировал себя с точки зрения воздействия на целевую аудиторию. Однако в гонке за прибылью компании порой забывают о границах дозволенного. В связи с этим, задача правительства – оградить потенциальных потребителей от провокационной или опасной информации.

В законодательстве Российской Федерации реклама закреплена в законе от 13.03.2006 №38-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О рекламе». Федеральный закон состоит из 6 глав, которые в общей сложности содержат 40 статей. Стоит сразу отметить, что отдельных законов, регулирующих только немедийные коммуникации, пока не существует. Однако косвенное воздействие на такой вид рекламы можно проследить через ряд законов, относящихся не только к медиа, но и, например, в законе от 7.02.1992 «О защите прав потребителей».

Закон «О рекламе»

Производить подробный анализ всего закона, состоящего из 40 статей, не имеет смысла, поскольку речь о регулировании немедийных коммуникаций идет лишь в нескольких из них. Рассмотрим их:

Во второй главе, статье № 18 содержится информация, которая касается телемаркетинга ( его можно отнести к немедийным коммуникациям).

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием

Казалось бы, холодные звонки и реклама по телефону давно в прошлом. Но, как бы не было парадоксально, такой вид немедийной коммуникации начал снова набирать популярность. Прочитав закон, удивляет, что речь идет о предварительном согласии абонента. Под ним понимается ответ на звонок? Так или иначе, такой вид рекламы нельзя назвать сильнодействующим, потому что у большинства ответивших звонок вызывает скорее негативную реакцию. Особенно, если это билайн и их бесплатный вай фай.

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)


А вот холодные звонки и почтовый спам – далеко не редкость. Получается, рекламодатели нарушают федеральный закон. Или просто не знают о нем? К сожалению, здесь следует констатировать тот факт, что надзор над соблюдением этого пункта весьма слаб, и проявляется это довольно часто.

Следующая статья, в которой говорится о немедийных коммуникациях - №19. Там речь идет о наружной рекламе и установке рекламных конструкций. Из интересного пишут следующее:

«Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается»

Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с соблюдением требований к рекламе и ее распространению, установленных настоящим Федеральным законом

Если сравнить два пункта, то из них становится ясно, что существуют некие сооружения, на которых допускается распространение рекламы, а есть те, на которых это невозможно. В данном случае, объектом становятся дорожные знаки, помогающие водителям ориентироваться в пространстве, и объекты культурного наследия.

В первом случае все понятно, знаки нужны, чтобы поддерживать порядок на дороге. Но тут встает вопрос, почему есть ряд допущений, который позволяет вешать вывески на памятники истории и культуры? В этом смысле мог стать возможным полный запрет наружной рекламы на подобных сооружениях.

В статье №20 речь идет уже о рекламе на транспортных средствах, интересен пункт 5:


Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов

В данном случае вопрос опять встает о надлежащем надзоре за исполнением данного пункта. Так, например, в канун нового года некоторые виды общественного транспорта (автобусы и троллейбусы) были украшены разноцветными вывесками с рекламой, которые сопровождались множеством горящих фонарей.

То есть, троллейбус становился одним большим движущимся фонарем, которых отливал на снегу и ослеплял в темноте. Такой вид рекламы может стать угрозой для безопасности водителей, находящихся около подобного транспортного средства.

Законодательное регулирование немедийной коммуникации можно также обнаружить среди пунктов, касающихся непосредственно рекламируемого продукта. Так например, ряд товаров имеет ограничение (алкогольная продукция, казино, крипто валюта, медикаменты и т д).

Вот выдержка из закона об алкогольной продукции, которая распространяется в том числе и на немедийные коммуникации:

Реклама алкогольной продукции не должна:

  • содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
  • содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
  • содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации)»

Таким образом, при использовании и разработке BTL-технологий рекламодатель обязан учитывать те ограничения, которым подвергается подобная продукция.

Обращаясь к закону «О защите прав потребителей» можно выделить Главу 1. Общие положения, Статью 10, «Информация о товарах»

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации

Формально, появившиеся недавно технологии нельзя оценивать в рамках уже действующих законов, поскольку они имеют ряд своих особенностей, которые могут быть не отражены в действующем законодательстве. С другой стороны, его особенность заключается в пластичности и размытости формулировок, где при желании можно притянуть за уши практически любое «нарушение».

реклама интересное законы

Abrakadabra

3 мая 2019 в 17:23

Похожие материалы
Подробнее

Отец PR

Реклама, слоганы, продвижение, раскрутка, PR, пропиарить - все эти термины окружают нас сейчас ежедневно. Но мало кто знает, кого мы...

selezneva

17 окт 2018 в 16:47

1
Комментарии (2)
Mary_Ivanova

6 мая 2019 в 11:32

представляют головную боль рекламщиков
Elgiza_Burit_9

6 мая 2019 в 13:34

Таk регулируется не тольkо реkлама. По большому счёту, давно известно, что в РФ "заkон, что дышло, kak повернул, таk и вышло". И получается, что прежде, чем что-либо делать, всё-таkи отнюдь не маловажно, а порой в целях собственной безопасности, - гражданин обязан быть ознаkомленным с новыми поправkaми заkонов.❕ И то, что в наших силах изначально зная заkоны, поворачивать их в правильном для себя направлении, не давая спусky по противоположную сторону от нас стоящим, - неоспоримо!!! (С)