Российская пустыня реальности

Российская пустыня реальности

Десять лет назад, в 2009 г., увидела свет статья Дмитрия Медведева «Россия, вперёд!». В ней молодой президент провозгласил целый ряд позитивных идей по развитию страны и призвал всех заинтересованных людей принять участие в дискуссии, прислав на адрес президента свои замечания и предложения. Многими эта статья была воспринята как провозвестник новой перестройки, декларация её основных постулатов и принципов. Там действительно было много красивых слов – о преодолении коррупции, избавлении от «унизительной нефтяной зависимости», развитии демократических институтов, местного самоуправления, преодолении «правового нигилизма» и т.д. Многими в тот момент Дмитрий Анатольевич воспринимался как своего рода новый Горбачёв, человек, способный встряхнуть страну, вытащить из болота, где она уже в тот момент довольно прочно обосновалась. Медведев тогда беспрестанно говорил о том, что «свобода лучше, чем несвобода», обнародовал концепцию «четырёх И», почти в каждом публичном выступлении употреблял слово «модернизация» - функциональный аналог раннегорбачёвского ускорения, встречался с представителями оппозиционных партий, помиловал ряд политзаключённых. Всё это очень смахивало на хрущёвскую оттепель, за которой некоторым, и даже многим, грезилась полновесная перестройка. Медведев отказался выступить в роли Горбачёва, да и вряд ли мог это сделать.

Сегодня от той эпохи «прекраснодушных мечтаний» не осталось ничего, а все его декларации и обещания оказались маниловщиной, не осуществимой в реальных условиях. Впрочем, как кажется, этот тот случай, когда мы сами себя обманули. Нашей интеллигенции вообще свойственно идеализировать новых правителей, возлагать на них больше упованья, наделять их качествами, коих у них на самом деле нет. В своё время ведь и тот же Путин казался даже многим отечественным либералам человеком, с которым Россия шагнёт в светлое будущее. А если заглянуть глубже, в историю, то почти каждый восходящий на престол царь или император возбуждал схожие надежды, коих, впрочем, никто не оправдал, хотя благие пожелания у многих были, и их первые шаги, казалось, давали поводы для светлых надежд. Особенно это касается Александра I, в случае с которым разрыв между ожиданиями и реальностью оказался просто огромным. Но ведь и у Медведева было своё «дней Александровых прекрасное начало», которое, впрочем, не имело продолжения. И отчасти даже по схожим причинам. Над Александром висела тень убитого отца, инерционная бюрократическая система, влиятельный и косный дворянский класс, не желавший перемен, отсутствие людей, способных осуществить прогрессивные преобразования. Над Медведевым довлел Путин, который формально перешёл на второе место в государстве, но по сути, конечно, остался «хозяином земли русской». И Дмитрий Анатольевич, даже если бы очень захотел, не имел возможности реализовать не бутафорскую, а подлинную перестройку.

Эпоха Медведева закончилась позорной рокировкой, акциями протеста на Болотной и Сахарова, за которыми последовал конец политической весны. Период правления Медведева многие уподобляли хрущёвской оттепели, и определённое сходство действительно есть. Говорилось и дышалось в эти четыре года заметно легче и свободнее, чем до того и после того. Но как за хрущёвской оттепелью пришёл брежневский застой, так и сейчас мы получили нечто похожее, только ещё хуже, ибо ситуация была отягчена «Крымской весной» и сопутствующей ей патриотической истерией вкупе с возгонкой общественной ненависти ко всем несогласным.

Казус журналиста Ивана Голунова, задержанного якобы за распространение наркотиков, очень ярко засвидетельствовал, в какой стране мы сегодня живём. В стране, где так называемые правоохранительные органы, вместо того, чтобы заниматься своим прямым делом – борьбой с преступностью и поддержанием общественного порядка, используются как инструмент для подавления всяческого инакомыслия и удержания власти ныне благополучно правящим кланом. И власть эта, можно не сомневаться, будет удерживаться любыми путями.

К слову, этот же кейс высветил ещё одну интересную деталь. Речь о той волне всеобщего негодования и возмущения, которое вызвало это абсолютно незаконное задержание журналиста, ставшего жертвой политического заказа и пострадавшего за свою профессиональную деятельность. В поддержку Голунова выступили его коллеги-журналисты, деятели творческой интеллигенции, огромное количество заслуженных и уважаемых людей. Были среди них и вполне лояльные к режиму люди, встроенные в систему и вполне неплохо существующие в её рамках. Вот это уже довольно интересный и, как мне кажется, очень важный момент. Как важно и то, что страна, долгое время пребывавшая в летаргии, потихоньку оживает. Народ, угнетённый сложившимся положением, которого уже достали хамство и безразличие власти и произвол чиновников всех уровней, начинает всё в больших масштабах демонстрировать свою протестную активность. Количество протестных акций по разным поводам растёт, и хотя они носят локальный характер, но на самом деле свидетельствуют о глубоком кризисе всей государственной системы. Любой частный повод – строительство храма в сквере, пенсионный грабёж, мусорные свалки под боком у жителей – становятся катализаторами протеста, выражающего недовольство всем устройством современной российской жизни.

Между тем страна продолжает медленно погружаться в пучины прозябания и безнадёги. Эмиграционные настрои растут, о чём свидетельствуют опросы. Другое дело, что это вол многом декларативно, ибо реальная возможность уехать есть далеко не у всех. Но те, у кого она есть, за редким исключением, предпочитают ей воспользоваться. Ибо здесь ничего хорошего ждать уже не приходится. Уровень жизни всё больше падает, страна погружается в беспросветный экзистенциальный кризис, а власть не в состоянии предложить ничего внятного и конструктивного, т.к. у неё просто нет чёткой и ясной визии будущего страны и перспектив её развития. Она просто реагирует на какие-то локальные вызовы и угрозы, в конечном счёте озабоченная лишь одним – собственным выживанием. В этой связи какие-то позитивные надежды связаны только с пробуждением общественной активности граждан, а также с появлением политиков нового типа вроде мэра Якутска Сарданы Авксентьевой, которая демонстрирует нам образ «управленца с человеческим лицом», от которого мы уже порядком отвыкли. Но сбудутся л эти надежды – большой вопрос.

Россия перестройка надежды

DmitryOvchinnikov

16 июн 2019 в 7:07

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Oleg_Makhortov-74

16 июн 2019 в 17:35

Эмиграционные настрои растут – это очень плохо. Эмиграция – это большой минус для властей страны. Интересная статья.