Рост для всех, а не только для избранных (Как пойдет оживление: снижение издержек)

Рост для всех, а не только для избранных (Как пойдет оживление: снижение издержек)

Снижение издержек

Переходим к новой денежно-кредитной политике

В чем проблема?

Как ни парадоксально, но финансовая система – один из самых слабых параметров нашей экономики. Она успешно настроена на противодействие шокам, но совершенно не настроена на развитие. Не случайно в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за год Россия по параметру «уровень развития финансового сектора» опустилась с 95 на 108 место из 137.

После 2008 года все страны начали снижать ставки заимствования, что стало одной из причин выхода из кризиса. Но не Россия.

Рост для всех, а не только для избранных (Как пойдет оживление: снижение издержек)

Даже сегодня разница между ключевой ставкой ЦБ и инфляцией превышает 4%. А если добавить к этому то, что инфляция у нас растет не из-за спроса, а в основном из-за тарифов, то ясно, что и дальше подавлять ее за счет удушения коммерческого кредитования нет вообще никакого смысла.

По соотношению объема корпоративных кредитов к ВВП мы находимся на одном из самых низких уровней в мире.

Рост для всех, а не только для избранных (Как пойдет оживление: снижение издержек)

Низкая доступность кредитов не компенсируется ни специализированными каналами рефинансирования ЦБ, ни государственными гарантиями, ни субсидиями. Слишком мало, слишком сложно, слишком нестабильно для более-менее четкого планирования бизнеса.

А регуляторные требования настолько жесткие, что выдача коммерческого кредита превратилась для банков в опасное приключение.

Российская экономика попала в «инвестиционную яму», и принятый бюджет на три года никак не способствует выходу из нее.


Наши решения:

Всеми средствами обеспечить форсированный рост инвестиций в проекты, дающие для экономики мультипликативный эффект.

Дофинансировать существующие институты развития и создать новые.

Усовершенствовать инструментарий проектного и торгового финансирования.

Повысить эффективность использования госгарантий.

Снизить требования ЦБ по нормированию и резервированию при выдаче коммерческих кредитов.


Снижение издержек

Стимулируем спрос на отечественные товары и услуги

Специальная программа жилищной ипотеки под 5% годовых

Субсидии для неимущих на покупку отечественных продуктов питания и лекарств 

Стимулирование покупки автомобилей, сельхозтехники, других промышленных товаров отечественного производства

Увеличение в 4 раза налоговых вычетов на образование и лечение. В базу для расчета налогового вычета включается весь объем страховых взносов и налогов.


Оптимизируем госзакупки

Сокращаем сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей. Переходим к использованию эскроу-счетов.

Стимулируем аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием. Разрешаем МСП на спецрежимах налогообложения уплачивать НДС. Результат - увеличение доли производственных субъектов МСП в закупках госкомпаний.


Развиваем экспорт

На первом этапе запускаем программы создания экспортоориентированных производств в сфере ВПК, агропрома, ИТ, глубокой переработки сырья (газ, зерно, алмазы, дерево, рыба). На втором – переходим к экспорту высокотехнологичного оборудования, продукции авиа-, станкостроения.

Снижение издержек

Тарифы естественных и инфраструктурных монополий необоснованно завышены

Мы считаем, что государству надо перестать воспринимать ресурсные монополии в качестве источника пополнения бюджета), а относиться к ним как к поставщикам услуг для населения и сектора переработки.

В повышении эффективности работы монополий кроется огромный резерв снижения тарифов. По нашим расчетам, тариф на электроэнергию для конечных потребителей только за счет сетевой составляющей сегодня может быть уменьшен на 27,8%.


Мы предлагаем:

На несколько лет зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на уровне 2017 года.

Передать с регионального уровня на федеральный функцию по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергии.

Начать с 2019 г. снижение тарифов на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек.

Внедрить с 2019 г. модель тарифообразования на основе метода Price Cap. Инвестиции должны не вкладываться в тариф, а осуществляться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования.

Перейти на установление долгосрочных тарифов - шестилетними интервалами.

Стимулировать продажу сырьевых товаров и продуктов первого-второго переделов на внутреннем рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте.


Снижение издержек

Строим умную налоговую систему

Нынешняя налоговая система успешно изымает средства из экономики в бюджет. Но, к сожалению, мало способствует развитию экономики на перспективу.


Какие проблемы?

Налоговая нагрузка на бизнес (особенно малый и средний) в России выше среднемирового уровня, по нагрузке на ФОТ - более чем в 2 раза.

Высокие налоги выдавливают МСП в теневой сектор, крупные компании - в оффшоры. Государственный сектор разрастается, поскольку он может компенсировать налоги за счёт повышения тарифов/сокращения дивидендов и пр.

Социальные взносы (воспринимаемые населением как налог) - одни из самых высоких в мире. Очень высоко неравенство доходов.

Бюджетная система централизована, муниципальные и региональные власти лишены мотивации к развитию бизнеса на своих территориях.


Решения:

Мы предлагаем целый комплекс мер, и делим их на два этапа – 2018-2020 и 2021-2025 годы.

На первом этапе надо изменить условия ведения бизнеса. Снизить общую налоговую нагрузку до 35% от прибыли, создать условия для выхода бизнеса из тени, для роста МСП, простимулировать модернизацию предприятий и повышение производительности труда.

Смягчить неравенство в доходах населения можно при помощи реформы НДФЛ: заработную плату ниже прожиточного минимума налогом не облагать вовсе, а доходы физлиц свыше 1 млн руб. в месяц, напротив, облагать НДФЛ по повышенной ставке в 23%. При этом распределение поступлений от НДФЛ также изменить: 50% направлять в муниципальные (по указанному работником месту жительства), 50% в региональные бюджеты.

Экономический рост, который станет следствием мер первого этапа, приведет к увеличению налогооблагаемой базы. К 2019 году рост ВВП благодаря этим мерам может ускориться до 3,2% против 2,2% прогноза Минэкономразвития.

Второй этап реформы должен быть посвящен «тонкой настройке» налоговой системы, введению в нее новых механизмов на основе единой информационно-аналитической базы (ФНС, ФТС, Казначейство и внебюджетные фонды).


Пространственное развитие

Мы предлагаем сделать основной единицей государственной территориально-отраслевой политики не многомиллионные агломерации, а города с населением 250–500 тысяч человек (для регионов с малой концентрацией населения - 100–250 тысяч человек).

На решение этой задачи направлены и упомянутое ранее создание территориально-отраслевых промышленных кластеров, и программа развития рынка арендного жилья сроком на 10 лет и объемом строительства 500 млн кв. м.

Естественно, оживить регионы невозможно без изменения налоговой политики. Нужно изменить систему перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. Мы предлагаем, в частности, весь прирост налоговых поступлений от микро- и малого бизнеса, зачисляемых в региональный бюджет, оставлять в муниципальном бюджете.

А для увеличения источников наполнения бюджетов можно было бы ввести налог с продаж (НСП), разделив его на федеральную и региональную части. Для депрессивных и перспективных регионов региональная часть может быть выше, для развитых и высокодоходных - ниже.  Этот показатель может меняться и в зависимости от вида товара. От социальных товаров в региональном бюджете остается больше, от предметов роскоши и вредного потребления основная часть НСП, наоборот, уходит  в федеральный бюджет. Регион, в свою очередь, тоже может варьировать свою часть ставки на определенные товары в зависимости от задач региональной политики.


Пенсионный вопрос

Реформа пенсионной системы – болезненный вопрос на протяжении многих лет. В последнее время все чаще всплывает тема повышения пенсионного возраста, дескать, это единственное средство избежать дефицита Пенсионного фонда из-за проблем с демографией.

Мы считаем, что действовать надо по-другому. Когда ссылаются на Европу, в которой пенсионный возраст выше, забывают добавить, что и живут европейцы в среднем дольше, чем россияне. Так что надо четко обозначить проблемы и способы их решения.

Финансирование пенсий тем, кто родился до 1967 года, государство должно взять на себя – напрямую возложив на бюджет. В конце концов, Россия взяла на себя внешние обязательства СССР, а обязательства перед своими гражданами чем хуже?

За счет этого можно будет снизить ставку соцвзносов для более молодых, дать им возможность работать вбелую и накапливать пенсию себе, а не другим. Что касается накопительной части пенсии, заморозку которой государство только что продлило до конца 2020 года, то ее надо отменить вовсе. Хватит вытаскивать у людей деньги в бюджет, прикрываясь старыми словами о «планировании своего будущего». Должна быть свобода выбора. Не веришь государству - имеешь право платить только обязательную часть, на базовую пенсию. А хочешь пенсию больше - самостоятельно идешь в частный пенсионный фонд и формируешь частную накопительную схему. Если государство  «подмотивирует» такие действия налогами - то вообще здорово.

А повышать пенсионный возраст нельзя, пока средняя продолжительность жизни в России не достигнет 75 лет. Мы в этом уверены.


Откуда взять деньги на снижение издержек?

Только повысив эффективность управления государственными финансами, казначейство может сэкономить 700 млрд. руб.

А еще есть деньги, которые ЦБ тратит на спасение проворовавшихся банков (в 2015-2017 гг. – почти 7 трлн. рублей). Если их направить на кредиты экономике и в социальный сектор, эффект будет куда более полезным

И нужно занимать. Достигнутая ценой подавления роста стабильность должна, наконец, работать в качестве гарантии для последующего развития. Государство может и должно занимать больше и тратить деньги на развитие страны.

стратегия роста Россия экономика издержки

Anna

15 ноя 2018 в 12:30

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев