Рост для всех, а не только для избранных (Как пойдет оживление: снижение издержек)
Снижение издержек
Переходим к новой денежно-кредитной политике
В чем проблема?
Как ни парадоксально, но финансовая система – один из самых слабых параметров нашей экономики. Она успешно настроена на противодействие шокам, но совершенно не настроена на развитие. Не случайно в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за год Россия по параметру «уровень развития финансового сектора» опустилась с 95 на 108 место из 137.
После 2008 года все страны начали снижать ставки заимствования, что стало одной из причин выхода из кризиса. Но не Россия.
Даже сегодня разница между ключевой ставкой ЦБ и инфляцией превышает 4%. А если добавить к этому то, что инфляция у нас растет не из-за спроса, а в основном из-за тарифов, то ясно, что и дальше подавлять ее за счет удушения коммерческого кредитования нет вообще никакого смысла.
По соотношению объема корпоративных кредитов к ВВП мы находимся на одном из самых низких уровней в мире.
Низкая доступность кредитов не компенсируется ни специализированными каналами рефинансирования ЦБ, ни государственными гарантиями, ни субсидиями. Слишком мало, слишком сложно, слишком нестабильно для более-менее четкого планирования бизнеса.
А регуляторные требования настолько жесткие, что выдача коммерческого кредита превратилась для банков в опасное приключение.
Российская экономика попала в «инвестиционную яму», и принятый бюджет на три года никак не способствует выходу из нее.
Наши решения:
Всеми средствами обеспечить форсированный рост инвестиций в проекты, дающие для экономики мультипликативный эффект.
Дофинансировать существующие институты развития и создать новые.
Усовершенствовать инструментарий проектного и торгового финансирования.
Повысить эффективность использования госгарантий.
Снизить требования ЦБ по нормированию и резервированию при выдаче коммерческих кредитов.
Снижение издержек
Стимулируем спрос на отечественные товары и услуги
Специальная программа жилищной ипотеки под 5% годовых
Субсидии для неимущих на покупку отечественных продуктов питания и лекарств
Стимулирование покупки автомобилей, сельхозтехники, других промышленных товаров отечественного производства
Увеличение в 4 раза налоговых вычетов на образование и лечение. В базу для расчета налогового вычета включается весь объем страховых взносов и налогов.
Оптимизируем госзакупки
Сокращаем сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей. Переходим к использованию эскроу-счетов.
Стимулируем аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием. Разрешаем МСП на спецрежимах налогообложения уплачивать НДС. Результат - увеличение доли производственных субъектов МСП в закупках госкомпаний.
Развиваем экспорт
На первом этапе запускаем программы создания экспортоориентированных производств в сфере ВПК, агропрома, ИТ, глубокой переработки сырья (газ, зерно, алмазы, дерево, рыба). На втором – переходим к экспорту высокотехнологичного оборудования, продукции авиа-, станкостроения.
Снижение издержек
Тарифы естественных и инфраструктурных монополий необоснованно завышены
Мы считаем, что государству надо перестать воспринимать ресурсные монополии в качестве источника пополнения бюджета), а относиться к ним как к поставщикам услуг для населения и сектора переработки.
В повышении эффективности работы монополий кроется огромный резерв снижения тарифов. По нашим расчетам, тариф на электроэнергию для конечных потребителей только за счет сетевой составляющей сегодня может быть уменьшен на 27,8%.
Мы предлагаем:
На несколько лет зафиксировать тарифы инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на уровне 2017 года.
Передать с регионального уровня на федеральный функцию по установлению сетевых тарифов на передачу электроэнергии.
Начать с 2019 г. снижение тарифов на услуги естественных монополий за счет сокращения издержек.
Внедрить с 2019 г. модель тарифообразования на основе метода Price Cap. Инвестиции должны не вкладываться в тариф, а осуществляться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования.
Перейти на установление долгосрочных тарифов - шестилетними интервалами.
Стимулировать продажу сырьевых товаров и продуктов первого-второго переделов на внутреннем рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте.
Снижение издержек
Строим умную налоговую систему
Нынешняя налоговая система успешно изымает средства из экономики в бюджет. Но, к сожалению, мало способствует развитию экономики на перспективу.
Какие проблемы?
Налоговая нагрузка на бизнес (особенно малый и средний) в России выше среднемирового уровня, по нагрузке на ФОТ - более чем в 2 раза.
Высокие налоги выдавливают МСП в теневой сектор, крупные компании - в оффшоры. Государственный сектор разрастается, поскольку он может компенсировать налоги за счёт повышения тарифов/сокращения дивидендов и пр.
Социальные взносы (воспринимаемые населением как налог) - одни из самых высоких в мире. Очень высоко неравенство доходов.
Бюджетная система централизована, муниципальные и региональные власти лишены мотивации к развитию бизнеса на своих территориях.
Решения:
Мы предлагаем целый комплекс мер, и делим их на два этапа – 2018-2020 и 2021-2025 годы.
На первом этапе надо изменить условия ведения бизнеса. Снизить общую налоговую нагрузку до 35% от прибыли, создать условия для выхода бизнеса из тени, для роста МСП, простимулировать модернизацию предприятий и повышение производительности труда.
Смягчить неравенство в доходах населения можно при помощи реформы НДФЛ: заработную плату ниже прожиточного минимума налогом не облагать вовсе, а доходы физлиц свыше 1 млн руб. в месяц, напротив, облагать НДФЛ по повышенной ставке в 23%. При этом распределение поступлений от НДФЛ также изменить: 50% направлять в муниципальные (по указанному работником месту жительства), 50% в региональные бюджеты.
Экономический рост, который станет следствием мер первого этапа, приведет к увеличению налогооблагаемой базы. К 2019 году рост ВВП благодаря этим мерам может ускориться до 3,2% против 2,2% прогноза Минэкономразвития.
Второй этап реформы должен быть посвящен «тонкой настройке» налоговой системы, введению в нее новых механизмов на основе единой информационно-аналитической базы (ФНС, ФТС, Казначейство и внебюджетные фонды).
Пространственное развитие
Мы предлагаем сделать основной единицей государственной территориально-отраслевой политики не многомиллионные агломерации, а города с населением 250–500 тысяч человек (для регионов с малой концентрацией населения - 100–250 тысяч человек).
На решение этой задачи направлены и упомянутое ранее создание территориально-отраслевых промышленных кластеров, и программа развития рынка арендного жилья сроком на 10 лет и объемом строительства 500 млн кв. м.
Естественно, оживить регионы невозможно без изменения налоговой политики. Нужно изменить систему перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. Мы предлагаем, в частности, весь прирост налоговых поступлений от микро- и малого бизнеса, зачисляемых в региональный бюджет, оставлять в муниципальном бюджете.
А для увеличения источников наполнения бюджетов можно было бы ввести налог с продаж (НСП), разделив его на федеральную и региональную части. Для депрессивных и перспективных регионов региональная часть может быть выше, для развитых и высокодоходных - ниже. Этот показатель может меняться и в зависимости от вида товара. От социальных товаров в региональном бюджете остается больше, от предметов роскоши и вредного потребления основная часть НСП, наоборот, уходит в федеральный бюджет. Регион, в свою очередь, тоже может варьировать свою часть ставки на определенные товары в зависимости от задач региональной политики.
Пенсионный вопрос
Реформа пенсионной системы – болезненный вопрос на протяжении многих лет. В последнее время все чаще всплывает тема повышения пенсионного возраста, дескать, это единственное средство избежать дефицита Пенсионного фонда из-за проблем с демографией.
Мы считаем, что действовать надо по-другому. Когда ссылаются на Европу, в которой пенсионный возраст выше, забывают добавить, что и живут европейцы в среднем дольше, чем россияне. Так что надо четко обозначить проблемы и способы их решения.
Финансирование пенсий тем, кто родился до 1967 года, государство должно взять на себя – напрямую возложив на бюджет. В конце концов, Россия взяла на себя внешние обязательства СССР, а обязательства перед своими гражданами чем хуже?
За счет этого можно будет снизить ставку соцвзносов для более молодых, дать им возможность работать вбелую и накапливать пенсию себе, а не другим. Что касается накопительной части пенсии, заморозку которой государство только что продлило до конца 2020 года, то ее надо отменить вовсе. Хватит вытаскивать у людей деньги в бюджет, прикрываясь старыми словами о «планировании своего будущего». Должна быть свобода выбора. Не веришь государству - имеешь право платить только обязательную часть, на базовую пенсию. А хочешь пенсию больше - самостоятельно идешь в частный пенсионный фонд и формируешь частную накопительную схему. Если государство «подмотивирует» такие действия налогами - то вообще здорово.
А повышать пенсионный возраст нельзя, пока средняя продолжительность жизни в России не достигнет 75 лет. Мы в этом уверены.
Откуда взять деньги на снижение издержек?
Только повысив эффективность управления государственными финансами, казначейство может сэкономить 700 млрд. руб.
А еще есть деньги, которые ЦБ тратит на спасение проворовавшихся банков (в 2015-2017 гг. – почти 7 трлн. рублей). Если их направить на кредиты экономике и в социальный сектор, эффект будет куда более полезным
И нужно занимать. Достигнутая ценой подавления роста стабильность должна, наконец, работать в качестве гарантии для последующего развития. Государство может и должно занимать больше и тратить деньги на развитие страны.
И это в Минске...
Ещё несколько лет назад российские предприниматели говорили о Белоруссии как...
Рост для всех, а не только для избранных (Как мы...
Сразу после прихода Владимира Путина к власти ВВП России начал...
Пока нет комментариев