Социальный реализм

Социальный реализм

Соцреализм

Социальный реализм — это художественное течение, возникшее в Америке в 1930-е годы. Не следует путать его с социалистическим реализмом, официальным искусством Советского Союза, который в 1934 году установил Иосиф Сталин. Социальный реализм, как правило, отражает возмущение художника социальной, политической, расовой дискриминацией и экономическими проблемами.

Со времен промышленной революции условия жизни и труда низших слоев общества волновали многих художников. Реалисты XIX века — Курбе и Милле, англичане Люк Филдс (1843–1918), Фрэнк Холл (1845– 1888) и Губерт фон Геркомер (1849–1914) — полагали, что необходимо изображать жизнь бедноты. Многие из их работ были опубликованы в британском иллюстрированном еженедельнике «График», который пользовался авторитетом среди молодых художников.

В годы, последовавшие за Первой мировой войной, социальный реализм развивался как движение независимых художников, фотографов и режиссеров, выступавших против идеализации тягот повседневности и неравенства. Привлекая внимание к условиям жизни и труда рабочего класса, соци- альные реалисты критиковали социальные структуры, которые способ- ствовали созданию и поддержанию таких условий. В своих работах они подчеркивали благородство бедняков, заслуживающих лучшей доли, но мужественно выносящих все трудности и лишения. Идеи социального реализма отчасти близки официальному коммунистическому социалистическому реализму, но в отличие от него социальный реализм никогда не пользовался государствен- ной поддержкой и был гораздо более субъективен и многообразен.

В начале ХХ века в городах Европы и Америки разрастались кварталы трущоб, тогда как средний класс процветал. Впрочем, после Первой мировой войны в людях начало просыпаться социальное сознание. Художники, писатели, фотографы, обратившие внимание на жизнь пролетариата, стали известны как социальные реалисты, и к 1930-м, когда Америку накрыла волна Великой депрессии, они сумели зафиксировать потери и лишения народа в бесстрастной отстраненной манере. Многие испытали влияние мексиканских муралистов и мастеров Ашканской школы (группа американских художников, изображавших наименее привлекательные аспекты жизни большого города, трущоб, злачных мест).

Картины соцреализма

Городские и сельские пейзажи Эдварда Хоппера (1882–1967) — это точные наблюдения американской жизни, порой его считают представителем Ашканской школы. Но, поскольку в живописи Хоппера присутствуют не только мрачные аспекты городской действительности, его, пожалуй, не стоит воспринимать как наследника «школы мусорного бака». Социальный реалист Бен Шанн (1898–1969) объединил в своих почти документальных работах литографию и техники графического дизайна. Он даже работал вместе с Диего Риверой. Любимая тема Реджинальда Марша (1898–1954) — женщины Нью-Йорка в метро, ночных клубах, на улицах, в барах и ресторанах; Доротея Ланж (1895–1965) — фотограф-документалист и фотожурналист, ей принадлежат зарисовки о человеческом отчаянии и опусто- шенности во времена Великой депрессии. Ее работы заложили основы будущей документальной фотографии. Известными художниками были братья Сойеры, особенно Рафаэль Сойер (1899–1987), автор портретов обычных жителей Нью-Йорка. Джек Ливайн (1915– 2010) знаменит своими сатирическими картинами и гравюрами, Арнольд Бленч (1896–1968) — живописец, гравер, иллюстратор, муралист и преподаватель живописи — обрел известность, благодаря изображениям американ- ской действительности.

Раджионализм

В Америке наряду с социальным реализмом появилось родственное ему движение риджионалистов, которые уделяли особое внимание патриархальным аспектам деревенского быта.

В то время как социальные реалисты намеренно подчеркивали трагизм жизни город- ской бедноты во время Великой депрессии, риджионалисы изображали вечные семейные ценности, их картины были полны оптимизма и надежды. Стиль социаль- ных реалистов был прост и объективен, а риджионалисты зачастую использовали смешанную технику, совмещая реалистические изображения с абстракцией. Три самых крупных представителя этого направления — Томас Харт Бентон (1889–1975), автор ярких, эмоциональных метафорических полотен; Грант Вуд (1891–1942), при- знанный мастер изображения американского Запада, одна из самых известных его работ — «Американская готика»; Джон Стюарт Кэрри (1897–1946), выступавший против участия художников в социальной борьбе или политической пропаганде.

искусство направления живопись История

Victor

19 мар 2019 в 18:26

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
Ksushe4ka

20 мар 2019 в 17:05

ой, а я к своему стыду всегда считала, что соцреализм — это сокращенно от социалистического реализма
Iluschik

21 мар 2019 в 16:03

Вообще не разбираюсь в изобразительном искусстве, для меня хоть Сталин, хоть Фрида Кало