Стресс и мозг

Влияние стресса на организм

Способность откликаться на напряженные или угрожающие ситуации необходима для выживания, но теперь из многочисленных экспериментов на животных и людях нам известно, что продолжительное пребывание в напряжении оказывает отравляющее воздействие на мозг. Он особенно чувствителен к перегрузкам в раннем детстве, отрочестве и старости, поскольку в этих возрастных периодах пережи- вает сильные изменения. Как именно стресс влияет на мозг, зависит от того, когда и как долго мы ему подвергались.

Длительное напряжение, особенно в раннем детстве, а также в юности, способно нарушить развитие нейронных сетей мозга и оказать долгосроч- ное вредоносное воздействие на поведение.

Стресс исследования

Исследования показывают, что неоднократное попадание в напряженные ситуации — небрежения, насилия или нищеты — может задержать рост мозга и привести к устойчи- вому отрицательному воздействию на умственные функции в дальнейшей жизни, равно как и увеличить риск умственных расстройств.

Первые же эксперименты показали: у крыс, подвергнутых продолжи- тельной обработке глюкокортикоидными гормонами стресса, разрушаются нервные клетки гиппокампа, необходимого в процессах памяти.

Сотни работ на эту тему показывают, что содержание крыс в ухудшенных условиях оказывает значительное отрицательное влияние на развитие и деятельность гиппокампа. А недавно обнаружи- лось, что качество ухода крысы-матери за потомством впрямую влияет на глюкокортикоидные рецепторы в гиппокампе крысят и приводит к пожизненному «програм- мированию» отклика на стресс. Большая часть результатов эксперимен- тов с животными, судя по всему, применима и к людям, из чего проистека- ет множество разнообразных следствий.

Воздействие стресса

Психологическая перегрузка вызывает согласованный отклик у автономной нервной, иммунной и гормональной систем, контролируемых осью гипоталамус-гипофиз-над- почечники. Стресс вызывает выброс кортикотропин-высво- бождающего гормона и вазопрессина, что в свою очередь стимулирует выделение аденокортикотропного гормона (АКТГ) гипофиза. А вследствие этого выделяются гормоны надпочечников, влияющие на многие части тела. Позитивный стресс возникает в результате краткого опыта перегрузки — например, первого дня в яслях у ребенка. Это приводит к острому отклику — учащению сердцебиения и изменению гормонального фона, и с ним легко справиться. Умеренные нагрузки возникают вследствие расторжения брака или смерти близкого человека, и с ними дети могут справиться при помощи заботливого взрослого. Отравляющий стресс следует за неблагоприятными событиями, длящимися многие дни, недели или месяцы, и может привести к устойчивым изменениям мозга.

Стресс и нищета

Нищета оказывает прямое мощное влияние на развитие мозга и особенности поведения в дальнейшей жизни.

Люди, выращенные в нищете, проводят детство в среде, где им часто недостает умственной стимуляции; в этих крайне требовательных условиях жизнь создает мозгу значительные перегрузки. Как следствие, он не получает нормального развития, что приводит к худшей успеваемости в учебе, портит профессиональные перспективы и увеличивает риск многочислен- ных заболеваний, в том числе умственных.

Множество исследований, проведенных с 2005 года, показывает, что дети из семей с низким доходом отстают от сверстников из семей побогаче почти во всех аспектах развития сознания. Дети из семей победнее обычно показывают худшие результаты на языковых контрольных, в навыках памяти и зрительно-пространственных умениях; экспериментально показано, что эти различия связаны и со структурой, и с деятельностью мозга.

Стресс у детей

Последствия бедности, небрежения и насилия зависят от периода их переживания: разные части мозга более чувствительны к ним на разных стадиях развития. Гиппокамп особенно уязвим для психологических перегрузок в возрасте от трех до пяти лет, тогда как префронтальная кора — с 14 до 16 лет. Многие результаты стресса поначалу незаметны и проявляются лишь в подростковом возрасте или даже позднее. Независимо от причины, длительный стресс в ранние годы увеличивает последующий риск депрессии, психоза, посттравматического расстройства, расстройств личности, импульсивного поведения, злоупотребления алкоголем и веществами — и это еще не весь список.

Как выйти из стресса

Важно отметить: исследования показывают, что
по меньшей мере некоторые из вредоносных воздействий стресса можно обратить — если предпринять необходимые меры. Развитие мозга у грызу- нов, выращенных в изоляции и негодных условиях, можно спасти улучшени- ем среды обитания: отклик на стресс у крысят, родившихся у безалаберной матери, можно нормализовать, передав их самкам, которые за ними ухажи- вают и вылизывают их регулярнее.

Похоже, это применимо и к людям, а значит, различные вмешательства
в неблагополучные условия воспитания детей могут смягчить отрицатель- ное влияние перегрузок детства. Неблагоприятные последствия жизни
в условиях нищеты можно хотя бы частично обратить или замедлить их проявление, обеспечив ребенку обилие и разнообразие умственной стиму- ляции. Одно недавнее исследование более 1200 американцев средних лет показало, что сердечность и заботливость матерей может хотя бы частично скомпенсировать неблагоприятные последствия бедности.

Подобные вмешательства можно осуществлять на многих уровнях —
от коррекции родительского поведения до образовательной и социальной политики. Однако решающую роль здесь играет время: вмешательство важно осуществить чем раньше, тем лучше. Сказать такое, конечно, гораздо проще, чем сделать. При этом есть и другие факторы — генетиче- ская предрасположенность, например, — которыми уж точно никак
не получится управлять.

стреес психология дети развитие

Ksushe4ka

16 мар 2019 в 15:09

Комментарии (0)

Пока нет комментариев