Судебная власть

Отдельная ветвь власти

Как устроена судебная власть в Германии?

Судебная власть принципиально обособлена от других функций государства.

Право ФРГ является преимущественно писаным правом. Большинство законов относится к федеральному праву, которое охватывает свыше 4000 законов и правовых постановлений. Земельное законодательство охватывает (кроме полицейской службы и коммунального права) главным образом систему школ и университетов, а также печать, радио и телевидение. С исторической точки зрения право ФРГ восходит к частично заимствованному римскому праву и многочисленным правовым источникам в отдельных областях. Единое частное право для всей Германской империи впервые было разработано в 19 веке.

В суде каждому гарантируется возможность быть выслушанным по вопросам права, что закреплено конституцией и является существенной составной частью принципа правового государства. Отправление правосудия возложено на независимых судей, подчиняющихся только закону. В принципе судей нельзя освобождать от должности или смещать против их воли. Чрезвычайные суды запрещены.

Юридические основы правового государства в Германии были почти полность заложены еще законами правосудия 19 века. Прежде всего, это - закон о судоустройстве, в котором регулируются структура, организация и компетенция судов, гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1900 году, а также гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный кодексы были отвоеваны либеральными и демократическими силами в последней трети 19 века у имперского правительства в упорной парламентско борьбе. Германские кодексы служили примером и для правовых систем других стран.

Результатом длительного - более 100 лет - последовательного развития права стала закрепленная в Основном законе широкая правовая защита граждан от актов государственной власти. Гражданин получил возможность опротестовать всякое обращенное на него действие, утверждая, что оно ущемляет его права. Это относится и ко всем мерам административного управления, будь то налоговое извещение или решение о переводе в другой класс в школе, лишение водительских прав или отказ в получении разрешения на строительство.

Правовая защита через специализированные суды дополнена возможностью, представленной каждому гражданину, обратиться в Федеральный конституционный суд с жалобой на действие, противоречащее конституции. Как правило, жалобу в Конституционный суд на противоречащие конституции действия можно подавать лишь после того, как перед судами соответствующей отрасли судопроизводства исчерпаны все допустимые средства обжалования.

Для судебной системы ФРГ характерны полная защита прав и широкая специализация. Судебная система состоит из пяти отраслей:

1. В ведении обычных судов (ordentliche Gerichte), или судов общей юрисдикции, находятся уголовные дела, гражданские дела и область неискового производства (наследство и опекунство например)

  • земельный (окружной) суд (Landgericht)
  • участковый суд (Amtsgericht)
  • Верховный суд ФРГ (Bundesgerichtshof). При уголовных делах судом первой инстанции может являться - в зависимости от характера дела - каждый из трех названных судов на уровне земли
  • верховный суд земли (Oberlandesgericht)

В судах первой инстанции - участковых судах вопросами неискового производства большей частью занимаются судебные служащие, не являющиеся судьями. В ряде судебных отраслей в работе судов (преимущественно в уголовных делах нижних инстанций) принимают участие непрофессиональные судьи - судебные заседатели (Ehrenamtlicher Richter - Schoeffe). Суд с их участием называется еще “судом шеффенов”. Хорошо разбираясь в отдельных сферах жизни общества, например, в вопросах трудового и социального судопроизводства, они способствуют приближению решений судов к актуальной жизненной ситуации. Кроме того, они олицетворяют собой частичную прямую ответственность граждан за соблюдение законов.

2. Суды по трудовым спорам (Arbeitsgerichte) с тремя инстанциями:

  • федеральный суд по трудовым спорам (Bundesarbeitsgericht). Они рассматривают частноправовые дела по трудовым отношениям, а также дела по отношениям между партнерами по заключению коллективных договоров и дела по уставу предприятия. Суды по трудовым спорам рассматривают, например, и вопросы правомерности увольнений
  • земельный суд по трудовым спорам (Landesarbeitsgericht)
  • суд по трудовым спорам

3. Финансовые суды (Finanzgerichte) занимаются делами о налоговых правонарушениях. Эти суды имеют две инстанции (Finanzgericht, Bundesfinanzhof).

4. Суды по социальным вопросам (Sozialgerichte) разрешают все вопросы, связанные со сферой социального, в том числе медицинского, страхования. Имеют три инстанции (Sozialgericht, Landessozialfericht, Bundessozialgericht).

5. В компетенцию административных судов (Verwaltungsgerichte) входят все публично-правовые споры по административному праву, если они не входят в компетенцию социальных и финансовых судов или - в виде исключения - обычных судов (например, дела о привлечении к ответственности государственного органа, т. е. иски граждан к государству и всем его органам) или если речь не идет о делах по конституцционному праву. Эти суды также имеют три инстанции (Verwaltungsgericht, Oberverwaltungsgericht, Bundesverwaltungsgericht).

Наряду с этими пятью направлениями судебной деятельности следует назвать Федеральный патентный суд (Bundespatentgericht), а также дисциплинарные суды (для военнослужащих) и суды чести (для государственных служащих, судей, врачей).

Вне этих перечисленных отраслей судопроизводства находится Федеральный конституционный суд - ФКС (Bundesverfassungsgericht) со штаб-квартирой в Карлсруэ, учрежденный в 1951 году. Он является не только высшим судом федерации, но и конституционным органом. ФКС осуществляет надзор за соблюдением Основного закона, имеет право его толкования и разрешает конституционные споры. По сравнению с другими государствами Федеративная Республика обладает самой “интенсивной конституционной юрисдикцией” в мире.

В организационном плане это находит свое выражение в том, что Федеральный конституционный суд является независимым конституционным органом, который и в плане своего бюджета не подчинен никакому ведомству, даже федеральному министерству юстиции. В качестве конституционного органа он имеет равные права с бундестагом, бундесратом, федеральным правительство, федеральным президентом и другими конституционными органами. По собственному определению, ФКС оказывает влияние на другие конституционные органы “в плане разделения властей и ограничения власти”.

Юрисдикция этого суда охватывает пять сфер:

1) В рамках осуществления принципов “боевой демократии” ФКС имеет право осуществлять квазиуголовное судопроизводство в вопросах лишения основных прав (ст. 18 Основного закона) и конституционности политических партий (ст. 21). Только этот суд может установить, представляет ли какая-либо партия угрозу свободному демократическому строю и соответственно противоречит ли ее деятельность конституции. В частности, в 1952 году по его решению была запрещена деятельность Социалистической имперской партии, а в 1956 году - Коммунистической партии Германии. ФКС принимает решение по обвинению федерального президента, представленного бундестагом или бундесратом: и можт в случае обвинительного приговора лишить его должности. Аналогичные обвинения ФКС рассматривает в отношении судей федерального и земельного уровней.

2) Он принимает решения по конституционным жалобам. Каждый гражданин имеет право подать жалобу на действия, противоречащие конституции, если он считает, что основные права ущемляются государством. Однако, как правило, сделать это он может только после безрезультативного обращения в компетентные суды. Предметом конституционной жалобы могут быть судебные приговоры или законы (международные договоры, как это было, в частности, с Договором об основах отношений между ФРГ и ГДР 1972 года). Он принимает также решение по жалобам против судей.

3) Он проверяет совместимость федеральных законов с конституцией или земельного права с конституцией или земельного права с федеральным (нормативный контроль). Контроль соблюдения норм базируется на принципе, что более низкая правовая норма (например, закон или правовое распоряжение) должна согласовываться с более высокой нормой, записанной в конституции. Если суд объявляет закон противоречащим конституции, то применение этого закона запрещается. При возникновении таких случаев ФКС начинает рассмотрение дела только после обращения к нему определенных органов, как, например: федерального правительства, правительства земель, не менее одной трети членов парламента или судов. Посредством нормативного контроля суд осуществляет (хотя и только негативно) законодательную власть..

4) Он разрешает споры между органами федерации (например, между федеральным правительством и бундестагом), касающиеся взаимной субординации и действий этих органов (споры между органами).

5) Он разрешает споры между федерацией и землями, а также между землями (федерально-государственные споры). Это - традиционная задача конституционной юрисдикции.

суд Германия интересное

Abrakadabra

20 апр 2019 в 23:59

Похожие материалы
Комментарии (3)
Chubaka

21 апр 2019 в 0:35

Интересно, у них действительно судебная власть как часы работает или везде есть свои нюансы
Arhan1982

23 апр 2019 в 15:16

Да, вывод сделал по тому, что они вообще не нарушают пдд. Если вы видите, что так делают, то скорее всего это русские
Iluschik

23 апр 2019 в 15:43

Ох уж эта немецкая организация. Думал, почему именно этой стране присуща такая четкость и точность..