Свободный учитель воспитывает свободного ученика
Школа часто является транслятором одной модели отношений.
Учебный класс, урок, отношения «учитель-ученики» транслируют ту же самую модель отношений, которая сложилась между администрацией и педагогическим коллективом.
Гипотеза 1. Модель отношений «администрация школы -учитель» очень часто формируют модель отношений «учитель - ученики» в классе.
Гипотеза 2. Модель отношений «администрация школы-учитель» является катализатором профессионального развития учителя и развития школы.
Сценарий первый: если в администрации школы (педагогическом коллективе) поддерживается (не создаётся препятствий) инициатива и активность учителя, то на уроках этого учителя поддерживается инициатива и активность учеников.
Учитель находится в постоянном поиске и развитии, школа находится в поиске и развитии.
Развитие и обучение учителя не ради сертификата, «не ради бумажки по любому поводу».
(Приводите контрпримеры, интересно).
Сценарий второй: если доминируют формальные отношения между учителем и администрацией, то и уроки у этого учителя часто контрольно-формальные, «урокодательство».
Учитель формально относится к своему труду и развитию, вынужденно обучается сам «велено хоть где-нибудь, главное - сертификат, удостоверение, какая-либо бумажка».
Развитие - (?), творчество - (?).
Последствия: поиск поддержки и признания на стороне (родители учеников, педагогические сообщества, группы в соц.сетях, активное репетиторство и так далее; интересны контрпримеры).
Сценарий третий: «вопреки». (?) Учитель: «Я хочу творить, но бумажку за вебинар дайте». Хочу, но не могу, терплю, страдаю и рано или поздно это отражается на уроках.
В одном коллективе конечно могут быть одновременно разные сценарии. Но доминирует какой-то один стиль.
Учитель и его профессиональная деятельность - лакмусовая бумажка отношений с администрацией.
Консерватизм учителя и его сопротивление развитию прямо пропорциональны отсутствию поддержки этого учителя в школе, у администрации.
Отношения «учитель-администрация» в маленьких коллективах характеризуются бОльшей связностью, эмоциональностью и близостью, чем в больших, меньшим формализмом.
Однако, перевесы маятника в маленькой организации в диаметрально противоположные стороны более заметны и происходят чаще (от любви до ненависти...и обратно).
Вовлечённость учителя в развитие школы, систему взаимоотношений, осознание персональной ответственности за результаты своего труда в небольшом коллективе выше, чем в большой организации.
С ростом организации отношения меняются в сторону формальных. Организация не всегда успевает переварить обрушившиеся на неё счастье в виде новых зданий, увеличения коллектива и начинает строить заборы и ограждения в виде регламентов и формальных правил.
Увеличивается количество регламентов и правил «спущенных сверху», а не «созданных вместе».
Формализация отношений способствует стандартизации работы, четкому распределению обязанностей (что должен делать, а что нет) и ответственности, создаёт определенный уровень предсказуемости, теряет эмоциональность и душевность, часто и творчество.
Если мы хотим изменить отношения «учитель-ученик» и «учитель-класс», то нужно начинать с изменения отношений «администрация школы-учитель».
Как изменять?
Можно попробовать оттолкнуться от методов обучения и по ним «подняться наверх» в педагогический коллектив. Идея во взаимосвязи: что в классе между учителем и учениками, тоже самое в школе между администрацией и педагогами.
Картинка первая: Пассивное обучение: учитель транслятор-говорящая голова-ученики - слушают, записывают, воспроизводят.
Проецируем на пед.коллектив:
Администрация доминирует и транслирует, учителя в пассивной позиции (записывают, исполняют, воспроизводят). Чёткие правила и регламенты, линейная иерархия с односторонними связями, синяя организация-синий класс.
Картинка вторая: Активное обучение: учитель организует, взаимодействует с каждым учеником, ученик в субъектной позиции, появляется индивидуализация, творчество, исследования, самостоятельность.
Проецируем на пед.коллектив: голос учителя слышат в администрации, поддержка каждого, рост творчества, новаторство поощряется, конкуренция между учителями присутствует.
Оранжевая организация-оранжевый класс.
Картинка третья: Интерактивное обучение: учитель-модератор, организатор обучения и взаимодействия, к активным формам и методам добавляется взаимодействие учеников, горизонтальные связи, групповая и командная работа.
Проецируем на пед.коллектив: интерактивное взаимодействие учителей, тренинги и деловые игры, вовлечение в развитие, общешкольные проекты, делегирование ответственности, партнёрские отношения.
Зелёная организация - зелёный класс.
Желтая, изумрудная.
PS: Учитель - “послушный исполнитель” воспитывает ученика - “послушного исполнителя”; свободный учитель воспитывает свободного ученика.
Зачем в случае провинности в американских школах отстраняют от занятий?
Начнем с банального: так исторически сложилось. США — страна протестантов...
Топ 5 лучших школ MBA в мире
Специалисты в области высшего образования и бизнес-образования из QS Quacquarelli...
Пока нет комментариев