Центр и регионы: кризис отношений

Центр и регионы: кризис отношений

Новая статья профессора ВШЭ Дмитрия Евстафьева.

По его мнению, последние несколько месяцев ознаменовались важнейшими трансформациями взаимоотношений федерального Центра и регионов Российской Федерации. И название им - кризис.

По словам автора, произошло столкновение двух логик: с одной стороны, мы видим назначения, как правило, бессодержательных и зачастую не знакомых с региональными реалиями «эффективных менеджеров», призванных обеспечивать реализацию в регионах экономической стратегии власти, известной под названием «люди — новая нефть». Данная стратегия построена на тотальной фискализации социально-экономического пространства и вымывания инвестиционных ресурсов из регионов, с элементами силового продавливания не всегда осмысленных экономических решений, в том числе для рейдерского захвата федеральными кланами региональных активов.

Продолжение такой политики федеральным Центром может уже в самом ближайшем будущем привести к возникновению новой волны настроений в пользу экономической регионализации. Такая волна сейчас представляется неизбежной. Она может оказаться жестче и потенциально геоэкономически опаснее, чем волна, приведшая во второй половине 2000-х годов к формированию региональных экономических анклавов.

В регионах эта политика столкнулась с новой волной социального популизма, основанного на надидеологической протестности, выводящей на первый план, как правило, столь же бессодержательных популистов, поддержанных местными лоббистскими, а зачастую криминально-экономическими кланами и лучше понимающих местную специфику. Пока преимущество остается у федерального Центра, но оно обеспечивается в основном за счет силового давления на потенциальную оппозицию и балансирующих на грани нарушения Конституции РФ политтехнологических ухищрений. Такая политика перестает быть эффективной, а главное, никак не способствует формированию новой экономической ситуации и новых инвестиционных циклов, немыслимых без подключения потенциала российских регионов.

Фоном этому служит полная, становящаяся хронической неспособность федерального Центра продемонстрировать обществу минимально вменяемую экономическую стратегию, выходящую за рамки тотальной фискализации и усиления давления на население (стратегия Кудрина-Силуанова), а также игнорирование властью тревожных социально-экономических сигналов до момента попыток их политической институционализации.

Локализация протестности является важнейшей и пока недооцененной Москвой не только социальной, но и политической угрозой, способной привести, если уже не приведшей, к размыванию в регионах федеральной «повестки дня», пусть даже оппозиционной.

Федеральный Центр, с учетом очевидно снижающегося авторитета политической власти и деградирующего качества экономического управления, не имеет ресурсов для предотвращения новой волны регионального автономизма, тем более что время на купирование напряженности на ранней стадии уже упущено.

Автор предлагает новую модель развития, включающую в том числе возврат к диалогу с региональными элитами по вопросам экономического и социального развития, а также по проблемам, связанным с восстановлением нормальной (то есть направленной на развитие и легальной минимум частично) инвестиционной деятельности. Такая модель могла бы состоять из следующих концептуальных блоков:

  • Геоэкономический. Новая модель взаимодействие с регионами как в социальных, так и в инвестиционных вопросах должна быть частью более широкой стратегии пространственного развития России.
  • Политический. Необходимы новые формы легализации политического влияния региональных элит.
  • Кадровый. Вопрос не в «варягах», а в том, что «эффективные» (то есть бессодержательные по своей сути) менеджеры регионами отвергаются, как правило, с большими репутационными потерями для Москвы, нежели это происходит с «местными» или условно местными кадрами.
  • Социальный. Ключевой задачей является развитие социально-поддерживающей экономки, включая повышение качества социальных сервисов для населения.
  • Инвестиционный. Включение региональных элит в инвестиционные процессы, гарантии федерального Центра регионалам от рейдерства, в том числе с использованием силовых структур, со стороны федеральных лоббистских кланов. В противном случае модель дестабилизации ситуации «сквер» может быть легко использована в экономическом формате, что привет к дальнейшей социально-политической дестабилизации в стране.
  • Воссоздание Министерства регионального развития, в том числе как органа агрегирования, интеграции и управления региональными лоббистскими настроениями.
  • Инвентаризация и ревизия программ по инвестиционному взаимодействию с регионами и соинвестированию.
  • Разработка и анонсирование публичного инвестиционного конкурса регионов под инвестпроекты различного объема и типа, но с обязательной социальной направленностью.
  • Существенная коррекция информационной политики федеральных СМИ с обеспечением большего присутствия региональной тематики, в особенности социально-экономического характера, в федеральных СМИ.
  • Резкая активизация федеральных программ с широким вовлечением структур молодежных программ, прежде всего социального и экономического характера. Возникновение деэкономизированного регионального молодежного автономизма, вероятно, следует считать одной из важнейших среднесрочных угроз социально-политической устойчивости Федерации. Но ее преодоление возможно только на основе вовлечения молодежи в общероссийские экономические процессы.

Главной целью политики Центра на данном этапе должно стать формирование системного экономического «ядра» межрегиональных проектов и социально-ориентированных процессов. Это ядро, будучи пространственно-сбалансированным, могло быть уже сейчас использовано в процессе геоэкономических и геополитических трансформаций, становящихся неизбежными для последующей более активной политики по встраиванию в глобально значимые экономические процессы на достойных условиях.



Полностью статья здесь

регионы Центробанк кризис модель выхода

MarinaKarpova

10 июл 2019 в 13:36

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (5)
Novostnik

10 июл 2019 в 13:54

Между центром и регионами этот кризис уже давно.
MarinaKarpova

10 июл 2019 в 14:15

я бы сказала всегда. Но сейчас очень опасный момент, который может привести к политике автономии регионов
Abrakadabra

10 июл 2019 в 14:25

и за это нужно бороться
MarinaKarpova

10 июл 2019 в 14:39

за раздел России?
anna_pavlenko

10 июл 2019 в 16:57

У нас этот кризис вечен.