У кого истребитель лучше?

Здравствуйте! Мы продолжаем анализировать российские самолеты. В прошлых статьях мы рассмотрели все новинки отечественной авиации в гражданской отрасли, сегодня же пришло время обратить внимание на истребители. В этой статье речь пойдет о самолете, который не так давно был запущен в серийное производство, но уже вызвал шквал обоснованной и не очень критики, знакомьтесь — Т-50 ПАК ФА или Су-57.




Су-57 — это перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени П. О. Сухого. Он был разработан для замены в ВВС РФ тяжёлого истребителя Су-27.




Разработка истребителя пятого поколения на замену МиГ-29 и Су-27 началась еще в конце 1980-х годов. Тогда были сформулированы основные требования к новой машине, на основе которых РСК "МиГ" разработал проект 1.44, а КБ Сухого — Су-47 "Беркут". Однако развал СССР и прекращение финансирования этих проектов сделали свое дело — об истребителе пятого поколения наши ВВС забыли вплоть до 2001 года.




В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Таким образом, мы начали разработку практически с нуля спустя 4 года после первого взлета нового американского F-22. 29 января 2010 года Су-57 впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут, а в 2011 впервые преодолел звуковой барьер. В 2018 году Су-57 успешно прошел испытания в боевых условиях в Сирии. Подробности этих испытаний, к сожалению, засекречены.

Что же до американцев, они уже успели сделать два истребителя 5 поколения: F-22 и F-35. F-22 «Раптор» задумывался как многофункциональный истребитель, но затем по неизвестным причинам круг его задач сузили до завоевания господства в воздухе. Кроме того, ради увеличения малозаметности, американские авиаконструкторы были готовы пожертвовать любыми характеристиками. К примеру, самолет имеет закрытые сопла, из-за чего не может изменять вектор тяги двигателей, что необходима не только для для сверхманевренности (строго говоря, "Раптор" ей не обладает), но и для компенсации недостатков аэродинамики.




Установленный на F-22 радар с АФАР (активной фазированной антенной решёткой) не способен картографировать местность и не обладает возможностью полёта на минимальной высоте, в режиме автоматического огибания рельефа местности. А этот режим срочно понадобился, когда в результате появления в России и в мире системы ПВО С-400 полагаться только на стелсовость стало неразумно.



Что имеем? Хороший самолёт, оборудование которого недостаточно, да и то устарело. F-22 нуждается в модернизации, однако все финансирование забирает на себя новый проект F-35. А это съёмки "Раптора" обычным "гражданским" тепловизором. Как видим, несмотря на все ухищрения типа плоских сопел с «разбавлением» горячей струи холодным воздухом, сопла прекрасно видны, в том числе и вражеским ракетам:

Теперь рассмотрим F-35. Этот самолет уже задумывался как сверх-универсал: он должен был заменить и истребитель, причём и для флота тоже, и штурмовик А-10, и вертикально взлетающие самолеты. Здесь сразу возникает вопрос: штурмовик А-10 – самолёт с бронированной кабиной, обладает высокой живучестью. 35-й этим похвастать не может. Как он будет работать на поле боя, на малой высоте, под обстрелом вражеской артиллерии в условиях визуальной видимости?




Сверхманевренностью и бесфорсажным сверхзвуком F-35 тоже не обладает. Он имеет всего один двигатель, опять же, с неподвижным соплом, тяги его не хватает, а максимальная скорость составляет всего 1900 км/ч.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о критике Су-57. Основных пунктов критики 2: открытые сопла и прямые каналы воздухозаборников, через которые радары могут видеть лопасти компрессора.




По первому пункту можно сказать, что сопла имеют радиопоглащающее керамическое покрытие, решающее проблему их заметности. По второму — на Су-57 вместо системы извитых каналов воздухозаборников использованы так называемые радар-блокеры. Коротко говоря, они представляют собой лопатки S-образной формы, расположенные перед комперссором. Лопатки, имеющие радиопоглощающее покрытие, многократно отражают и поглощают радиоволны, позволяя компрессору двигателя быть незаметным.




Таким образом, отечественные авиаконструкторы добились малозаметности самолета, сопоставимой с F-22 и F-35, однако при этом не пожертвовали ни сверхманевренностью, ни количеством вооружения. Российский Су-57 получился очень удачным и обязательно будет востребован на рынке.

авиация Россия США ввс

Dopamine

29 авг 2019 в 16:38

Похожие материалы
Подробнее

Кто управляет небом?

Что скрывается за странными обозначениями аэропортов? Кто устанавливает необходимые правила авиационной безопасности? Кому подчиняются экипажи авиалайнеров? В поисках ответов на...

trafficjam

23 окт 2018 в 17:43

2
Комментарии (1)
Dopamine

29 авг 2019 в 19:40

нуу, пошли минусы(( неужели такая плохая статья?