Учебно-путевые заметки (1)
Легко и приятно произнести «Я еду прочитать лекцию Йельский университет!». Нелегко добраться до обаятельного городка Нью-Хейвен, где собственно и находится сам университет. У меня дорога в общей сложности заняла 20 часов. Судите сами: час до аэропорта Шереметьево в Москве, два часа в Шереметьеве, четыре часа лета до Парижа, два часа на пересадку и ещё почти девять часов из Парижа до Нью-Йорка. Почему нельзя сразу лететь из Москвы в Нью-Йорк? Поскольку путевые расходы оплачивал Йель, то авиабилеты покупались у американского авиаперевозчика. А у него прямых рейсов Москва-Нью-Йорк нет, только через Европу. Ну что ж, логично: американский университет поддерживает американского же авиаперевозчика. Правда, на этом мой путь еще не завершился: из аэропорта Нью-Йорка два часа на машине до Нью-Хейвена. (Машину тоже обеспечили американцы. Йель - богатый университет, он может себе это позволить.)
Мне ещё повезло с прохождением паспортного/иммиграционного контроля в Нью-Йорке. В прошлые времена это занимало не меньше часа. Но сейчас для блага «из тесных берегов гонимых, бедных и сирот» поставлены специальные компьютеры: если ты уже посещал США, предварительно оставив в их консульстве биометрические данные, то подходишь к такой машине, засовываешь в неё паспорт с визой, она тебя идентифицирует и просит для уверенности отсканировать отпечатки пальцев и сетчатку; после этого выдаёт бумажку, с которой подходишь к офицеру иммиграционной службы, он её штампует и говорит Welcome to the US!
За границу я езжу нередко, но лишь единственный раз в Москве пограничник мне при возвращении сказал: «Добро пожаловать на Родину!», причём сказал искренне, безо всякого сарказма и иронии. Обычно в глазах у наших пограничников я читаю иное: «Цель возвращения в Россию?» Помню, увидел когда-то у Константина Симонова, что, мы, русские люди, живем с убеждением, будто ответственное отношение к делу означает, что люди, его выполняющие, должны быть мрачными и скучными. Кажется, за почти семьдесят лет после написанного в этом отношении ничего не изменилось. Или, может, в России просто не хватает солнца и тепла?
Я, кстати, убежден, что мы серьёзно недооцениваем влияние климата на антропологическую природу русских, из чего, в свою очередь, происходят разнообразные социальные следствия. Дефицит солнца и тепла ведёт к дефициту витамина D, который вырабатывается лишь на солнце. В свою очередь, дефицит витамина D ведёт к устойчивым депрессивным состояниям, которые русские пытаются преодолеть усиленным потреблением водки. А от водки дуреют, болеют, спиваются, совершают глупости и преступления.
Городок Нью-Хейвен центрируется вокруг университета - одного из лучших в США и в мире. В Йеле учится около 11 тыс студентов (совсем немного, кстати), а в городе живет чуть более 100 тыс населения. Студенты особенно заметны в центре города, его т. н. «исторических кварталах», где расположены колледжи и библиотека. Колледжи 1930-х годов постройки, но в своей архитектуре тщательно копируют средневековый стиль английских Оксфорда и Кембриджа. Это выглядит умилительно и забавно для тех, кто в Оксбридже бывал. Но гулять по этим улицам, безусловно приятно. Учиться, впрочем, тоже.
Я побывал лишь на одном семинарском занятии, но по форме организации оно типично для Йеля и американских университетов в целом. Акцент на развитии самостоятельного критического мышления. Сперва вступительное слово профессора, затем несколько студенческих презентаций (не больше пяти минут, одна страница/слайд, четкая структура выступления), после этого - дискуссия о презентациях и вокруг ставящихся профессором вопросов. Так вот, студенты активно участвуют в дискуссии и стремятся разобраться в предмете. А зачем иначе учиться? Ведь за обучение заплачены немалые деньги, а стало быть, надо получить максимум возможного.
Формально российские семинары, может, и похожи. Но по существу - небо и земля. Наши студенты предпочитают отмалчиваться. Почему - они сами лучше знают. Вероятно, кому-то лень, кто-то в учебе видит бессмысленную трудовую повинность, а кто-то просто туповат. Но в любом случае, критически мыслить мы студентов не обучили. Увы.
И ещё одно важное отличие. Американские студенты социально гораздо более зрелые, чем наши. Возраст вроде один - двадцать лет, но ведут себя студенты Йеля как люди, хорошо знающие, ЗАЧЕМ они пришли учиться. Они точно учатся ДЛЯ СЕБЯ, а не для родителей.
Фото автора



Учебно-путевые заметки (2)
Характерно, что на семинаре, где присутствовало около 20 человек, был...
Учебно-путевые заметки (3)
Как я уже говорил, мое выступление было посвящено тому, как...
19 окт 2018 в 14:49
19 окт 2018 в 15:01
19 окт 2018 в 15:01
20 окт 2018 в 16:18
22 окт 2018 в 6:22
28 окт 2018 в 11:46
25 ноя 2018 в 10:55