Учебно-путевые заметки (1)

Легко и приятно произнести «Я еду прочитать лекцию Йельский университет!». Нелегко добраться до обаятельного городка Нью-Хейвен, где собственно и находится сам университет. У меня дорога в общей сложности  заняла 20 часов. Судите сами: час до аэропорта Шереметьево в Москве, два часа в Шереметьеве, четыре часа лета до Парижа, два часа на пересадку и ещё почти девять часов из Парижа до Нью-Йорка. Почему нельзя сразу лететь из Москвы в Нью-Йорк? Поскольку путевые расходы оплачивал Йель, то авиабилеты покупались у американского авиаперевозчика. А у него прямых рейсов Москва-Нью-Йорк нет, только через Европу. Ну что ж, логично: американский университет поддерживает американского же авиаперевозчика. Правда, на этом мой путь еще не завершился: из аэропорта Нью-Йорка два часа на машине до Нью-Хейвена. (Машину тоже обеспечили американцы. Йель - богатый университет, он может себе это позволить.)

Мне ещё повезло с прохождением паспортного/иммиграционного контроля в Нью-Йорке. В прошлые времена это занимало не меньше часа. Но сейчас для блага «из тесных берегов гонимых, бедных и сирот» поставлены специальные компьютеры: если ты уже посещал США, предварительно оставив в их консульстве биометрические данные, то подходишь к такой машине, засовываешь в неё паспорт с визой, она тебя идентифицирует и просит для уверенности отсканировать отпечатки пальцев и сетчатку; после этого выдаёт бумажку, с которой подходишь к офицеру иммиграционной службы, он её штампует и говорит Welcome to the US!

За границу я езжу нередко, но лишь единственный раз в Москве пограничник мне при возвращении сказал: «Добро пожаловать на Родину!», причём сказал искренне, безо всякого сарказма и иронии. Обычно в глазах у наших пограничников я читаю иное: «Цель возвращения в Россию?» Помню, увидел когда-то у Константина Симонова, что, мы, русские люди, живем с убеждением, будто ответственное отношение к делу  означает, что люди, его выполняющие, должны быть мрачными и скучными. Кажется, за почти семьдесят лет после написанного в этом отношении ничего не изменилось. Или, может, в России просто не хватает солнца и тепла?

Я, кстати, убежден, что мы серьёзно недооцениваем влияние климата на антропологическую природу русских, из чего, в свою очередь, происходят разнообразные социальные следствия. Дефицит солнца и тепла ведёт к дефициту витамина D, который вырабатывается лишь на солнце. В свою очередь, дефицит витамина D ведёт к устойчивым депрессивным состояниям, которые русские пытаются преодолеть усиленным потреблением водки. А от водки дуреют, болеют, спиваются, совершают глупости и преступления.

Городок Нью-Хейвен центрируется вокруг университета - одного из лучших в США и в мире. В Йеле учится около 11 тыс студентов (совсем немного, кстати), а в городе живет чуть более 100 тыс населения. Студенты особенно заметны в центре города, его т. н.  «исторических кварталах», где расположены колледжи и библиотека. Колледжи 1930-х годов постройки, но в своей архитектуре тщательно копируют средневековый стиль английских Оксфорда и Кембриджа. Это выглядит умилительно и забавно для тех, кто в Оксбридже бывал. Но гулять по этим улицам, безусловно приятно. Учиться, впрочем, тоже.

Я побывал лишь на одном семинарском занятии, но по форме организации оно типично для Йеля и американских университетов в целом. Акцент на развитии самостоятельного критического мышления. Сперва вступительное слово профессора, затем несколько студенческих презентаций (не больше пяти минут, одна страница/слайд, четкая структура выступления), после этого - дискуссия о презентациях и вокруг ставящихся профессором вопросов. Так вот, студенты активно участвуют в дискуссии и стремятся разобраться в предмете. А зачем иначе учиться? Ведь за обучение заплачены немалые деньги, а стало быть, надо получить максимум возможного.

Формально российские семинары, может, и похожи. Но по существу - небо и земля. Наши студенты  предпочитают отмалчиваться. Почему - они сами лучше знают. Вероятно, кому-то лень, кто-то в учебе видит бессмысленную трудовую повинность, а кто-то просто туповат. Но в любом случае, критически мыслить мы студентов не обучили. Увы.

И ещё одно важное отличие. Американские студенты социально гораздо более зрелые, чем наши. Возраст вроде один - двадцать лет, но ведут себя студенты Йеля как люди, хорошо знающие, ЗАЧЕМ они пришли учиться. Они точно учатся ДЛЯ СЕБЯ, а не для родителей.

Фото автора

Учебно-путевые заметки Америка университет

ValerySolovey

19 окт 2018 в 11:32

Похожие материалы
Комментарии (7)
PahnoIvan

19 окт 2018 в 14:49

Прочитал и сразу зарегистрировался. Увы, не в Йельском университете, но для прокачки собственного скилла Люди Роста - отличный выбор.
madrugador

19 окт 2018 в 15:01

Отличное решение)
madrugador

19 окт 2018 в 15:01

Отличное решение)
Kskoff

20 окт 2018 в 16:18

Навальный в Йельском учился. Наверно именно это место Золотов называет "пробиркой".
Fedosov

22 окт 2018 в 6:22

Наши студенты... у них отходняк от средней школы, где ты всем ОБЯЗАН,Средняя школа в России-это ЗЛО. Это не творчество в большинстве случаев... они и на работу дальше идут с целью "отбыть" положенный срок, желательно в офисе за ПК , в соцсети или игре....
Macmep

28 окт 2018 в 11:46

С чего это автор решил, что по качеству семинаров российские университеты уступают американским? Бывал ли автор на физтехе, наблюдал ли, как на учебных и исследовательских семинарах трудятся и докладывают студенты, с чего он решил, что в РФ студенты-естественники учатся "не для себя"? Вероятно, вывод автора справедлив для гуманитариев (что понятно, ибо этот и вовсе не наука), но говорит-то он обо всех скопом...
Elgiza_Burit_9

25 ноя 2018 в 10:55

Не думаю, что он говорит обо всех.Сkорее всего, речь идёт о большинстве, и об уровне kачества отношения учителей k обучающимся.Далеkо не всегда обе стороны уважают друг друга, зачастую учителя сами провоцируют учащихся на не самое лучшее отношение k себе, по причине того, что в неkоторых учебных заведениях, университетах и т.д. (Российсkих), имеет место фаkтор наличия связей обучающихся, и это уже от учителей зависит, от их профессионализма, kak они будут оценивать учениkов, по заслугам их родителей, либо по хорошему k ним отношению, либо напротив, по негативному отношению k семье студента, даже если семья не из последних слоёв, но у учитеоя с ними натянутые отношения, то учитель может начать игнорировать успехи талантливых учащихся, а поощрять тех, c kем имеется более дружественное отношение, и от этого возможно, у kого то может начать снижаться мотивация k дальнейшему обучению в данном учреждении, или у kонkpетного учителя.А что делать тем, y kого не было родительсkих связей?Есть люди, kоторых гасили по принципу того, что они не имели прямых защитниkов, несмотря на хорошее знание изучаемых предметов.Таk что, поka для самих учителей не будет создано особых правил cправедливого отношения k учащимся, вряд ли у большинства недовольных нынешними kритериями отборов изменится отношение k этому вопросу.Согласна с автором, в том смысле, что выбирать любое направление в жизни, люди должны оглядываясь тольkо на свои стремления и планы; а не для того, чтобы воплотить то, что не удалось в своё время их родителям.Увы, многие вынуждены наступать на горло собственной песне, kогда слушают советы родителей или других "всезнамусов".А по жизни, в итоге, больше выигрывают те, kто сами создают сценарий своей жизни!