Вино в женском образе
Об этом знают немногие, но российским виноделием руководят, по преимуществу, женщины. Первые лица крупнейших винодельческих предприятий и Краснодарского края, и Крыма: таких, как «Кубань-Вино», «Инкерман», а до недавнего времени и «Массандра» – все это женские лица. Не без влияния прошедшего женского праздника, мы настроились на весенний лад и решились опубликовать небольшую галерею портретов, представляющих нескольких прекрасных дам винного мира. Каждой из них мы задали по 7 вопросов.
Главный Винодел. "Кубань-Вино". Ванда Ботнарь
Начав путь винодела в Молдавии, где она успела поработать на таких ведущих предприятиях республики, как Acorex и Lion Gri, Ванда Ивановна переехала на Кубань в 2006 году. Пройдя все этапы карьерного роста, сегодня она руководит самым масштабным винным производством страны. Технолог по специальности и организатор производства по долгу службы, она не забывает о творчестве и часть своего времени посвящает экспериментальным разработкам. То, что «Кубань-Вино», выпуская десятки миллионов бутылок вина в год, смогло освоить и выпуск премиальных линеек, во многом – её заслуга.
1. Какой была Ваша первая памятная встреча с вином?
Это был Портвейн 777 – как у многих студентов, в том числе и совсем не винного направления. Почему-то этот напиток был фаворитом студентов – то ли из-за цены, то ли из-за некой легендарности. Мне он не понравился. Уже тогда мой нос решал, что пить, а от чего отказаться. Спирт, брутальность, грубость оттолкнули меня, и если бы позже мне однажды не посчастливилось попробовать настоящий Портвейн, то, наверное, этот негатив сильно повлиял бы на мою профессиоанльную деятельность. Я могла бы пропустить такое интересное направление виноделия!
2, Ваше любимое вино сегодня – за что вы его любите?
Из белых - это Рислинг за характер, постоянство и достоинство, из красных - это Саперави за надёжность, отзывчивость, и трудолюбие.
3. Существует ли для Вас идеал мужчины в виноделии?
Я бы не разделяла виноделов по гендерному признаку. Но в моей жизни был такой человек, благодаря которому я и стала виноделом. Это наш завотделением технологии вина в училище виноградарства и виноделия Кишинёва - Глазунов Анатолий Иванович. Его профессионализм, человечность, отношение к винам, как к своим детям (а он, кстати, и к нам всем относился тоже очень по-отечески), бескомпромиссность, упорство, с которым он добивался от нас погружения в предмет и его освоения, послужили мне примером для подражания и навсегда стали моими принципами в профессии.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Ещё раз о половой принадлежности? Винодел не может быть одним в поле воином, а значит и половая принадлежность не имеет значения, так как в процесс вовлечена целая команда и именно ей принадлежит заслуга в производстве того или иного вина. Самая великая идея не может быть воплощена без соратников и единомышленников, особенно на таком большом предприятии, как наше. А вот заразить идеей, может быть, сооблазнить ею, увлечь за собой как раз удаётся скорее женщине, чем мужчине, мужчины всё-таки по натуре собственники, хотят быть более независимыми, хотя бы внутренне, поэтому склонны до поры до времени идти своим путём, не доверяя (по принципу: если хочешь что-то сделать, лучше сделай это сам) сокровенные замыслы коллегам в надежде все лавры пожать самому… (Шутка.) На самом деле победы и поражения бывают у тех и других. И я бы не стала – если только это не принцип социального отношения к противоположному полу – особо акцентировать внимание на виноделе по половому признаку.
5. Какое из направлений винной моды Вам к лицу?
Я за модой слежу, но выбор всё-таки оставляю за потребителем, ведь для винодела главное – "угодить". И тут приходится либо следовать за модой, либо её догонять, либо диктовать – почему нет? Если говорить о личных предпочтениях, то это молодые свежие розовые, достаточно взрослые белые, выдержанные в бутылке игристые (причём не менее 2-3 лет, основательные и характерные красные.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
Преемственность поколений новых виноделов. Обязательный профессионализм через теорию (пора преподавать винодельческую дисциплину отдельно от других "бродильных производств"!) и практику (у нынешних выпускников её нет абсолютно!). Честность по отношению к себе и к делу, которому служишь.
7. Место Российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
Надеюсь, что термин «российское вино», вне зависимости от производителя, станет синонимом качества. В мире мы только начинаем о себе заявлять. Победы на конкурсах и признание винными авторитетами наших заслуг – это первые шаги к основательности в мировой табели о рангах. НО только когда в винных картах наших ресторанов, баров и кафе на первом месте будут наши российские вина и где-то в последних строчках, для разнообразия, останутся вина из-за рубежа, –вот тогда можно будет говорить о месте Российского виноделия в мире. Главное – завоевать авторитет у себя дома, что, надеюсь, и случится через 20 лет.
Завлаб. «Фанагория». Валентина Попандопуло
Если должность заведующего лабораторией кажется вам скучноватой, значит, вы не знакомы с Валентиной Григорьевной Попандопуло. На любой дегустации, на любой выставке и в любом кабинете, где она оказывается, начинает бить неиссякаемый энергетический фонтан, и пространство заполняется эмоциями. Когда вы слышите в ее исполнении очередную байку или анекдот, когда вы читаете очередной ее пост на ленте фейсбука, вы забываете, что имеете дело с заместителем генерального директора ОАО «Фанагория» по качеству и науке.
1. Какой была Ваша первая памятная встреча с вином?
Мне было 16 лет, и на дне рождения отца мы семьей пили белое сухое вино производства Нарткалинского винзавода, в Кабардино-Балкарии. На этом заводе работал мой отец. Я первый раз тогда попробовала вино. мне оно понравилось своим цветочным ароматом и свежим вкусом. До сих пор его помню.
2. Ваше любимое вино сегодня: за что вы его любите?
Мое любимое вино сегодня – красное сухое выдержанное Пино Нуар из нашей линейки Cru Lermont. Это элегантное вино, аристократичное, с богатым букетом, бархатистым вкусом. Выпив его однажды, полюбишь навсегда.
3. Существует ли для Вас идеал мужчины в виноделии?
Мой идеал мужчины в виноделии - Аванесьянц Рафаил Вартанович. Грамотный, обладает обширными знаниями в технологии, оборудовании, в нормативной документации. Порядочный. Честный.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Это качество – чувствительность. Женщина увидит 100 оттенков в красном.
5. Какое из направлений винной моды Вам к лицу?
Мне нравятся розовые и оранжевые вина.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
Нестабильный курс рубля влияет на стоимость импортных виноградных саженцев, сельскохозяйственного и технологического оборудования, комплектующих и вспомогательных материалов. Запрет рекламы алкоголя усложняет маркетинговую политику. Запрет на онлайн-торговлю алкоголем лимитирует работу по принципу Direct-To-Consumer. Ограничительные меры, введенные из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, практически парализовали сектор HoReCa, винный туризм и поставили под вопрос часть маркетинговых мероприятий. Противоречия в законодательстве, регулирующем винную индустрию, ограничивают ее развитие. Последствия экономического кризиса могут привести к снижению покупательской активности.
7. Место Российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
В связи с принятием закона о виноградарстве и виноделии в Российской Федерации, площади виноградников в России постепенно будут увеличиваться, а внутреннее производство и спрос на отечественные вина – расти.
Наиболее привлекательными в долгосрочной перспективе являются сегменты вин классов премиум и суперпремиум, что связано с отсутствием достаточного предложения высококачественных вин со стороны российских производителей и прогнозируемым удорожанием импортного вина. В ближнесрочной перспективе из-за быстрого возврата средств привлекательными останутся вина сегмента масс-маркет.
Спрос на винное образование продолжит расти, будут появляться онлайн-курсы, квалифицированных специалистов данного профиля в России станет больше.
Мегаменеджер. Абрау-Дюрсо. Инесса Андрианова
Придя на «Абрау-Дюрсо» в 2006 году вместе с командой Бориса Титова, Инесса открыла для себя винный мир. Первая большая дегустация в лаборатории «Абрау-Дюрсо» оставила в ее памяти неизгладимое впечатление. Вдохновленная личным примером своего руководителя – Бориса Титова, она взяла на себя принципиально новое для российского виноделия направление – организацию винного туризма. За те несколько лет, в течение которых лет она возглавляла Центр винного туризма «Абрау Дюрсо», ей удалось создать вокруг исторического винного предприятия полноценную масштабную инфраструктуру гостеприимства с несколькими комфортабельными отелями и винным спа, комбинатом питания, ресторанами, кафе и столовой, экскурсионной службой, а также винной и кулинарной школами. Кейс, достойный изучения на лучших курсах по бизнес-администрированию.
1. Какой была Ваша первая встреча с вином?
Ещё в детстве родители разрешали мне попробовать вкус вина. Воспоминание детства: пузырьки игристого, щекочущие язык в мамином бокале… Ну и конечно же, первая большая дегустация в лаборатории Абрау-Дюрсо в 2006 году… Это было незабываемо.
2. Ваше любимое вино сегодня: за что вы его любите?
Мне часто задают этот вопрос, я всегда отвечаю, что мой выбор вина зависит от многих обстоятельств: атмосферы, погоды, компании, блюд на столе, настроения, конечно же. Но есть вино, которое для меня всегда будет кстати, и это шампанское Bollinger. Полюбила я его ещё в свою первую поездку по Шампани, тогда мы посетили несколько легендарных шампанских домов, но именно с Bollinger случилась любовь. В его истории тоже велика роль женщины.
3. Существует ли для Вас идеал мужчины в виноделии?
Мне посчастливилось общаться с людьми, влюблёнными в вино. Это Эрве Жестен, Оз Кларк, Жорж Бланк, Артур Саркисян и многие другие… Но для меня идеалом мужчины в российском виноделии навсегда останется Борис Титов. Я искренне считаю, что этот человек произвёл революцию в российском виноделии, он его практически создал. Все остальные уже шли за ним. Ведь когда мы начинали, никто не верил в российское вино, многие откровенно смеялись. Когда Борис стал вкладывать миллионы долларов в практически тогда развалившееся предприятие, покупать оборудование, строить цеха, создавать инфраструктуру вокруг завода, обучать сотрудников, даже близкие друзья крутили у виска. Он первым заговорил о качественном винном туризме в России, были построены отели, рестораны, дегустационные залы, даже дороги… (Мне посчастливилось возглавлять Центр винного туризма Абрау-Дюрсо несколько лет). Он приглашал иностранных консультантов, собирал по крупицам тогда немногих российских экспертов… Первым быть всегда сложнее всего.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Женщинам свойственно созидать, сохранять, приумножать. А мужчина всегда новатор, завоеватель. Так и с вином.
5. Какое из направлений винной моды Вам к лицу?
Мода на автохтоны. Я люблю и Сибирьковый, и Цимлянский чёрный от Винодельни Ведерников, а также их игристые варианты.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
В России существует нехватка винограда. Это первостепенная проблема. Проблема глубокая и комплексная: это и дефицит средств, и дефицит качественного отечественного посадочного материала.
7. Место Российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
Сегодня российское вино – это пока экзотика для любого иностранца. Будем надеяться, что через 20 лет мы изменим эту ситуацию.
Амбассадор. Burnier. Карина Согоян
В течение долгого времени виноделы-технологи судили о вине преимущественно по наличию или отсутствию в нем недостатков. В какой-то момент это привело к деформации шкалы ценностей: не имевшее очевидных пороков, но безликое вино получало на рабочих дегустациях высокие баллы. Карина Согоян вошла в число тех первых профессионалов, которые смогли перейти от оценки вина через поиск его недостатков к валоризации его достоинств. И в общем-то рутинную процедуру органолептического анализа вина Карина смогла возвести до уровня захватывающего эмоционального шоу.
1. Какой была Ваша первая памятная встреча с вином?
Первую встречу с вином я вряд ли вспомню, но вот осознанное знакомство с вином помню хорошо. Было несколько этапов. Поскольку я была аспиранткой с винодельческим профилем по игристым винам, то я дегустировала, начиная с первого года учебы в аспирантуре, но тогда я еще очень плохо ориентировалась во всех стилистистических нюансах и оценивала вино только по наличию или отсутствию недостатков: редукции, «летучки», слишком низкой или чрезмерно высокой кислотности, и т.д. Следующим этапом был дегустационный конкурс "Золотой Грифон" в Магараче в 95 году, когда аспирантов привлекли к обслуживанию дегустационной комиссии, и у нас была возможность дегустировать в закулисье. В тот момент у меня еще не было наработанного опыта и знаний стилистических нюансов, но это огромное количество вин (а в те годы конкурс действительно собирал огромное количество образцов из всех винных регионов бывшего СССР и некоторых европейских стран) стало отправной точкой в решении, что надо постоянно тренироваться и нарабатывать знания, память и опыт. А когда я уже работала в Москве, то первой и очень знаковой для меня дегустацией была дегустация Шампани. К сожалению, я не вспомню этот дом, то я очень хорошо помню, какое на меня впечатление произвело это вино, к сожалению, навсегда перечеркнув многие вина из периода "до". Хотя я отчетливо помнила, что и среди "наших" встречались отдаленно похожие.
2. Ваше любимое вино сегодня: за что вы его любите?
У меня нет конкретного любимого вина… Я равноценно люблю хрустящий Рислинг и мощнейший Сагрантино, очень люблю игристые, могу с удовольствием выпить и бокал просекко, ну а шампанское –тем более. У меня нет никакого снобизма ни к одному из стилей вина, разве что не люблю ароматичекие сорта, хотя совсем недавно в гостях у друга пили Гевюрц Шлюмберже 2003 года, и он был прекрасен.
3. Существует ли для Вас идеал мужчины в виноделии?
У меня вообще нет идеалов. Но мне нравятся те мужчины-виноделы, которые делают не технологически выверенные бездушные вина, а вина «с искрой» и своей харизмой. Таких виноделов очень много и выделить кого-то конкретного не получится.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Я не считаю, что женщина-винодел сильнее мужчины – разве что женщинам приходится прилагать больше усилий для признания, они часто бывают скрупулезнее в деталях… Но я встречала как очень спокойные, так и очень «мускулистые» вина из женских рук. Я абсолютно убеждена, что можно на пятёрку знать все технологические процессы и строго следовать им, но в результате получать безликие вина. Виноделие – это в какой-то степени дар, с которым не всем везет.
5. Какое из направлений винной моды Вам к лицу?
Мода – это временное явление. Да, мне нравятся «оранжи» и мне нравится, что люди стремятся пить вина из очень локальных сортов. Но ведь там, где растут эти сорта, они считаются классикой, и для местных виноделов это – обычные вина. Если честно, мне иногда искренне жаль, что актуальныетренды иногда выбивают на задворки какие-то традиционные вина. Единственное, что я принимаю в «винной моде» – это меньше химии. Но и тут я не допускаю оправдания «квашенной капусты»натуральностью вина. Для меня классика, взвешенность и гармония более значимы, чем всякие тренды. Часто вспоминаю дегустацию Шато Марго’89 в редакции журнала Magnum. Вот это – и классика, и порода.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
Не умеют дружить. Нет единого вектора. Слишком многие пытаются доказать, что они лучшие и исключительные.
"Олигархическое виноделие" – в большей степени, не про душу вина, а про «понты». Вкладывая колоссальные финансовые ресурсы, они хотят с первых винтажей доказать, что сделали великое вино. Хотят всего и сразу: и славы, и денег. Не веря профессионалам, они меняют людей и этикетки, тем самым теряя время, не развиваясь, а закапываясь в своем еще большем непонимании. Российскому виноделию надо начинать создавать консорциумы, а не иллюзию единения.
Ну и еще немаловажный момент, что по большому счету у нас очень неширокий выбор. Автохтонов с результатами тоже мало. Надо чтобы реестр был открыт для гораздо большего спектра сортов.
7. Место Российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
Если честно, то пока нигде. Да, мы, слава богу, уже справились в массовых бюджетных винах от 300 до 500 рублей (я буду верить, что все они из своего винограда). Мы уже приближаемся к тому, что все больше интересных вин можно найти в среднем сегменте: 700-1300 рублей. Но вот с премиальным уровнем пока беда: по цене от 2000 среди импорта можно найти намного больше интересных вин, а российских – просто единицы. Через 20 лет, если все не поглотит виноделие «только про бизнес», а малым виноделам будут давать достаточно преференций, то мы имеем шанс получить множество интересного.
Академик. FortWine. Татьяна Селиванова
Путь к академическим высотам постижения вина может начаться с бутылки Арбатского, купленного на первую студенческую стипендию. Наверное, это не стоит считать общим правилом, но именно так случилось с Татьяной Селивановой – одной из самых ярких представительниц современного интеллектуального подхода к виноделию. Начав серьезно интересоваться вином в 2004 году, она уже в 2009-м стала триумфатором всероссийского конкурса сомелье Wine Trophy, а еще через несколько лет, успешно пройдя программу обучения WSET и закончив винную академию в австрийском Русте, она стала первым в России винным академиком с дипломом международного образца.
1. Какой была Ваша первая памятная встреча с вином?
Извините, но это было «Арбатское» с первой стипендии, налитое в кружку. Впечатление осталось настолько унылое, что следующие три года я вино обходила стороной, за исключением игристого на праздниках. И только потом я начала работать в винной сфере, попробовала пусть и простенькое, но французское вино из Анжу и Лангедока – и вот тогда уже заинтересовалась разнообразием винного мира.
2. Ваше любимое вино сегодня: за что вы его любите?
Сегодня я, как никогда раньше, увлечена Рислингом. Выбираю сразу лучшее – Рейнгау, Мозель, Вахау. Люблю Рислинг за его стать, холодную сдержанность и глубину, за его вариативность и чудесное свойство улучшаться с годами.
3. Существует ли для Вас идеал мужчины в виноделии?
Да, это Бернар Штадльманн. Потомственный винодел, земной, коммуникабельный, любезный биодинамист, человек с отменным вкусом, он все время учится и всегда держит качество вин на высоком уровне, год от года сохраняя свой тонкий, воспитанный стиль изумительных белых и не менее изящных красных вин.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Думаю, ее сила – в заложенной природой выносливости, а также в привычке создавать гармонию вокруг себя и в своих винах, в ее внимании к мелочам и потребности создавать что-то на радость другим людям – например, вино… или шведский виски.
5. Какое из направлений винной моды Вам к лицу?
Интерес к винам с низким алкоголем – не люблю грубой силы и высокой громкости, люблю деликатные и при этом содержательные вина, и людей таких же.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
Свободное самовыражение небольших гаражных виноделен, которым приходится трудно в тени массивных конкурентов.
7. Место российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
Сегодня – начинающее, перспективное и многообещающее. Надеюсь, через 20 лет мы увидим все обещания выполненными.
Гаражист. Bakla Vines. Дарья Ходченкова
Новая волна интереса к российскому виноделию, поднявшаяся в конце второго десятилетия 21 века, привнесла в ряды «виноделов-гаражистов» несколько прекрасных амазонок – девушек модельной внешности, до страсти влюбленных в вино. Одна из них – Дарья Ходченкова, совладелица крымского проекта Bakla Vines и, как она сама себя называет, «винодел в зародыше». Пока из 8 гектаров, занятых виноградниками, лишь 2 – под плодоносящими лозами, но амбициозные планы Дарьи предполагают укрупнение проекта до 25 гектаров и расширение сортовой гаммы до шести: к белым кангуну, совиньону и рислингу вскоре добавятся красные каберне фран, пино нуар и сира
1. Какой была Ваша первая памятная встреча с вином?
Путешествуя в начале двухтысячных годов по Италии, я влюбилась в образ жизни местного населения. С точки зрения туриста, казалось, что эти красивые беззаботные люди, живущие в раю, только и делают, что порхают из кофейни в пиццерию и целый день пьют вино: домашнее из графинов, тягучее темно-бордовое из тяжелых бутылок, золотисто-соломенное льётся рекой в бокалы. С тех пор вино для меня – это радость и удовольствие.
2. Ваше любимое вино сегодня: за что вы его любите?
Я банально люблю «пузыри». Завораживает история рождения шампанского: много месяцев в подвалах Шампани творится магия, в процессе винодел повторяет как заклинание «дебурбаж-батонаж-ассамбляж-ремюаж-дегоржаж-дозаж» – и вот у меня в руках бутылка совершенной формы, предчувствие скорого праздника и хорошее настроение.
Моя мечта в данный момент – поработать в одном из домов-рекольтантов Шампани.
3. Существует ли для вас идеал мужчины в виноделии?
О, мужчина, который связал свою жизнь с виноделием, уже мой идеал. Как правило, за каждой бутылкой вина стоит крайне разносторонняя личность. «Винные» люди – полиглоты и труженики. Сфера их интересов и компетенций практически безгранична: начиная от глубоких познаний в истории и географии, заканчивая химией и генетикой, причем вести дискуссии они могут как правило на трёх языках одновременно. Находясь в обществе виноделов, всегда хочется совершенствоваться и развиваться… А еще с ними весело.
4. В чем женщина-винодел сильнее мужчины-винодела?
Какой сексистский вопрос! Ну, только в преддверии праздника весны я готова порассуждать в таком ключе. Сразу оговорюсь, что без мужской силы на винограднике и винодельне делать нечего. А если задуматься о преимуществах, то мне видится только одно: нас меньше, пристальное внимание к таким проектам можно использовать на пользу продвижения собственного продукта. Ну и если что-то пойдет не так, то всегда можно расплакаться.
5. Какое направление винной моды вам к лицу?
Не намекаю на поговорку «подлецу всё к лицу», но, мне так интересен мир вина, что я пробую все новинки, разные стили. «Зеленые колготки» тоже вполне могу примерить. В любом случае это опыт, это завораживает. Но куда бы меня не занесли мои невинные эксперименты, для приятного вечера я выберу классику.
6. Какие проблемы современного российского виноделия надо решить в первую очередь?
Самое большое недопонимание, которое существует в российском виноделии сейчас, – это взаимоотношения виноделов и государства. Обновленная законодательная база, регулирующая работу отрасли, внесла много сумбура в нашу работу. В моём идеальном – выдуманном – мире производителей вина отключили от ЕГАИС; все «виноградопригодные» земли радуют глаз стройными рядами лоз; в каждом регионе существует государственная база сельскохозяйственной техники, которую любой фермер может взять в аренду для проведения сезонных работ; многочисленные туристы из Франции удивляются, насколько же хорош и изящен Пино Нуар ЗГУ Крым миллезима 2050.
7. Место Российского виноделия в мире сегодня и через 20 лет?
Надо признать, что виноделие России – очень локальный проект. Много уже сделано для популяризации бренда «вино России», но еще больше предстоит сделать. На волне интереса к отрасли появилось множество небольших энтузиастов, которые хотят делать качественный продукт, и у них получается! Как правило, эти проекты не знакомы широкому кругу потребителей. Я благодарна журналистам, которые ведут просветительскую работу; блогерам, которые хвалят и ругают отечественных производителей; любителей вина – все вы не даёте нам опускать руки!
Как показал прошедший год, строить планы на 20 лет вперед крайне ненадежно. Но шагать вперед определенно стоит. Я вижу потенциал наших терруаров и возможность для вин России стоять на полках рядом с общепризнанными винными странами… Со своей стороны я постараюсь сделать всё, что в моих силах.
Пока нет комментариев