Вход – рубль, выход – два. Или как закрыть предприятие.

Недавно позвонил мне приятель, военный пенсионер, и поведал свою небольшую историю несостоявшегося предпринимателя.

Дело было лет пять назад. Задумал Владимир стать предпринимателем. И бизнес идея была хороша и благородна: заняться благоустройством придомовых территорий, детских и спортивных площадок и тому подобное. Как говорится, нести красоту и чистоту в массы, за добавленную стоимость.

Решив начать своё дело, он составил бизнес-план и план действий по регистрации предприятия в форме ООО. Некоторое время у него ушло на организационные вопросы, подготовку документов, оплату пошлины. Когда всё было готово, отправился Владимир в МФЦ подавать документы.

Сотрудница МФЦ приняла под опись всё представленное начинающим предпринимателем и сказала: «Ждите официальный ответ по почте в течение двух месяцев».

Через два месяца ожидания Владимир получил письмо из ФНС. И каково было его удивление, когда в нём, на официальном бланке с печатью и подписью руководителя ФНС, со ссылкой на какой-то пункт законодательства РФ, чёрным по белому было написано: «В регистрации предприятия отказать».

Как оказалось, при подаче документов, Владимир банально не вложил один из требуемых к отправке документов согласно списка. А это законное основание для отказа - не полный комплект документов. И тут не поспоришь.

Пришлось подавать документы повторно и ждать решение ещё два месяца. Хорошо хоть госпошлину не пришлось платить по новой.

Со второй попытки Владимир получил долгожданное положительное решение о регистрации ООО. Но увы, и такое тоже бывает, от регистрации предприятия к фактическому осуществлению деятельности согласно Устава, Владимир так и не перешёл. Не сложился роман.

Все эти годы, в установленные законодательством сроки, Владимир сдавал нулевую отчётность по своему предприятию. Владимир- пример законопослушного гражданина. Но однажды он всё-таки не сдал вовремя отчётность и тут же получил извещение о штрафе в 500 рублей. Да ещё и повестку в суд вдогонку! Неприятно конечно. Но заплатил штраф и обошлось.

Поздно ли или рано, но Владимир мудро рассудил, раз за пять лет так и не удалось наладить бизнес, надо как-то от предприятия избавляться. Не сдавать же пожизненно нулевую отчётность! А за помощью обратился ко мне, хотя по правде сказать, я и сам никогда ранее не сталкивался с подобной ситуацией.

Но задача есть задача и мы не привыкли отступать. Попробуем разобраться вместе, как её решить с минимальными потерями времени, денег и нервов.

Итак, что мы имеем? Мы имеем предприятие в форме ООО. Задача: ликвидировать предприятие.

Набираем запрос в поисковике: «как ликвидировать ООО самостоятельно?» Гугл выдаёт больше полумиллиона результатов. Бегло просматриваем и убеждаемся, что в верхних строках преобладают предложения услуг юридическими компаниями. Как говорится, заплати и получишь результат. Под ключ. Очевидно, что это, как минимум, не бюджетный вариант, а деньги для пенсионера Владимира немаловажный, если не определяющий, фактор.

Ищем дальше и находим нужную нам ссылку с подробным пошаговым изложением процедуры ликвидации ООО. Однако, перед тем, как двинуться в путь, совсем немного теории по теме вопроса.

Итак, что такое ликвидация, если речь идёт не об известном сериале Сергея Урсуляка? Ликвидация — это процесс закрытия компании. Ликвидация может быть принудительной или добровольной. Принудительную обычно инициирует налоговая. Добровольную — учредители компании.

В нашем случае речь идёт о добровольной ликвидации. У предприятия не было никакой деятельности, следовательно, нет никаких долгов.

А это значит, как следует из информации по ссылке - «всё просто».

Так ли это или нет, предлагаю убедиться опытным путём.

Да, ещё один важный момент, на дорожку. У Владимира по сути есть целых три варианта, как двигаться по пути ликвидации предприятия.

Первый, самый бюджетный, он же самый сложный и энергозатратный – всё делать самому.

Второй, о нём мы уже упоминали в начале, - довериться юридической компании. Это безусловно самый простой и, что очевидно, самый не бюджетный вариант.

Однако, есть и третий вариант. Владимиру необходимо найти ликвидатора и предоставить ему полномочия по ликвидации предприятия, договорившись о взаимоприемлемом размере вознаграждения за проделанную работу.

Допустим, этот ликвидатор я. И мы пойдём по третьему варианту.

Шаг первый. Составить протокол общего собрания участников.

На этом шаге, кроме собственно составления по установленной форме искомого документа, необходимо заплатить нотариусу за заверение подписи ликвидатора примерно 1 500 рублей.

Шаг второй. Сообщить налоговой, что вы планируете закрыть ООО.

Это необходимо сделать в течение трёх рабочих дней с даты собрания (если это не сделать в указанный срок, надо приготовить штраф 5 000 рублей). Через пять рабочих дней после начала ликвидации получить лист записи из ЕГРЮЛ с записью «организация в процессе ликвидации». На этом шаге предстоит электронная отправка документов через нотариуса, за что необходимо будет заплатить примерно 4 000 рублей. Заверение нотариусом листа записи ЕГРЮЛ обойдётся примерно в 400 рублей. Всего на нотариальные расходы необходимо будет потратить примерно 8 500 рублей.

Шаг третий. Разместить сообщение в СМИ.

Это тоже, разумеется, не бесплатно. Примерно 2 000 рублей цена вопроса.

Шаг четвёртый. Уведомить кредиторов.

В нашем случае нет кредиторов и, соответственно, нет потребности никого уведомлять.

Шаг пятый. Уволить сотрудников, уведомить службу занятости.

В нашем случае, в компании из наемных сотрудников был один генеральный директор, находящийся в длительном отпуске без содержания. Но сдавать нулевые отчеты СЗВ-М, СЗВМ-СТАЖ и 4-ФСС всё равно придётся. Также необходимо будет запросить сверки расчетов у налоговой, ПФР и ФСС, чтобы убедиться, что у компании нет долгов. Налоговая может ответить и через несколько дней, может и позже (сроки ответа не установлены), ПФР — отвечает сразу после запроса, ФСС — через десять дней.

Шаг шестой. Снять с учета онлайн-кассу, закрыть расчетный счет.

Здесь всё действительно просто. Ничего закрывать не надо, так как ничего не открывалось.

Шаг седьмой. Отдать долги.

В нашем случае у предприятия не было никаких долгов, а значит и отдавать нечего и некому.

Шаг восьмой. Подать промежуточный и ликвидационный баланс в районную налоговую.

Просто оформить по шаблону и подать. Не забыть указать штрих-кода.

Шаг девятый. Подать пакет документов на закрытие в городскую налоговую.

Внимательно всё собрать и подать. При подаче документов до 2019 года надо было заплатить госпошлину за ликвидацию 800 рублей. С 2019 года госпошлину платить не нужно.

Шаг десятый. Сдать документы в архив, уничтожить печать.

Скомплектовать все необходимые документы согласно списка. Для того чтобы правильно заархивировали документы (!!!) не забыть предоставить Устав, Свидетельства ОГРН, ИНН, КПП, ЕГРЮЛ, Решения, Протоколы о создании и ликвидации организации, смене адреса и т. д.

Шаг одиннадцатый. Проверить выписку.

Итого по сроку – минимум 3 месяца и 10 500 рублей.

Не правда ли, всё очень просто? Но для пенсионера Владимира десять с половиной тысяч рублей, по нынешним временам, солидная сумма. Да и ликвидатора надо как-то отблагодарить, если ликвидатор не альтруист. Самостоятельно Владимир этот квест не осилит.

Для полноты картины приведу сроки и цифры от юридических компаний. По срокам те же три месяца и более, по стоимости от 20 000 рублей, не считая расходов на нотариат.

Резюме.

Да, кто-то, возможно, возразит, что не стоило ступать на тропу предпринимательской деятельности, если так и не получилось по ней зашагать. Но жизненные обстоятельства бывают разные и, для ситуаций, подобных Владимира, очевидно, должен существовать упрощённый порядок ликвидации предприятия.

Бывают ситуации, когда предприниматель решил кардинально сменить или расширить свою сферу деятельности. В этом случае, специалисты рекомендуют просто сменить коды ОКВЭД, а не закрывать ООО. Не исключено, что это действительно просто. Как минимум проще, чем ликвидировать действующее и зарегистрировать новое ООО.

А что Владимир? На днях общались по телефону. Пенсионер сдал очередную нулевую плановую отчётность. Как и положено, в срок. Он полон жизненных сил и энергии, готовится отметить пятилетний юбилей своего ООО, а также… активно занимается поиском бизнес идеи, которая наконец позволит ему использовать предприятие по назначению.

Была бы идея, а предприятие у него уже есть!





предпринимательство Бюрократия

OlegSamoshkin

5 мая 2020 в 14:00

Похожие материалы
Подробнее

Хочу свой бизнес

Как открыть свой бизнес? С чего начать? Выбрать ИП или ООО? Нужен ли бизнес-план? Такими вопросами задаются все, кто хочет...

Dariya

14 мар 2019 в 20:52

1
Комментарии (4)
Shum

5 мая 2020 в 16:16

Классная статья! Так оно и есть, у меня всё один в один как у пенсионера Владимира, только бизнес планировался в другой сфере.
SuvorovaOksana

12 мая 2020 в 22:00

Пенсионер Владимир на протяжении 5 лет, владел хорошим активом,в виде Общества с ограниченной ответственностью и номинальная цена этого ООО возрастала каждый год, так как ООО имела 0 отчетность и не осуществляло предпринимательской деятельности.Его можно было продать от 20 до 50 тысяч рублей. И ликвидатор если бы обладал конкретным опытом, мог бы заработать примерно около 40-50 тысяч рублей. Продажу доли общества оформляют нотариально,с приложением определенного пакета документов, в течении 7 рабочих дней ИФНС провела бы регистрацию в ЕГРЮЛ.В результате все получают свои барыши:1.Пенсионер Владимир освобождается от своего ООО,больше не являясь участником Общества и директором и зарабатывает в среднем 30 тыс.руб.2. Ликвидатор с бурной деятельностью зарабатывает в среднем 30 тыс. руб.3. Клиент который приобрел данное ООО и стал участником Общества и директором получает ООО с пятилетней историей и начинает вести свой бизнес.Итог- ВСЕ В ШОКОЛАДЕ.(Жадный и ленивый платит дважды- необходимо всегда обращаться к специалистам)
SuvorovaOksana

12 мая 2020 в 22:08

По статье есть определенные не точности. Регистрация ООО осуществляется в течении 5 рабочих дней, с момента подачи пакета учредительных документов В ИФНС. Меня удивляет гипербола со сроком в 2 месяца. Ликвидация ООО -это простая процедура. И если жалко платить специалистам, то можно поупражняться самому, в интернете инструкций пошаговой -полным полно.Времени занимает добровольная процедура ликвидации ЮЛ примерно до 7 месяцев, иногда можно уложиться в 5 месяцев.Если ООО имеет долги перед контрагентами и добровольная ликвидация не возможна существует несколько способов, как собственника ЮЛ избавить от нее, с минимальными потерями.
OlegSamoshkin

18 мая 2020 в 14:19

По срокам регистрации ООО - это со слов предпринимателя Владимира. Предположу, что два месяца у него могло уйти не на саму регистрацию, а на все подготовительные мероприятия и прочее. Подробности не расспрашивал, да и вряд-ли он всё вспомнит в деталях. Предприятие он регистрировал в Ленинградской области. Посмотрел, что там со сроками на сегодня - Срок регистрации ООО при подаче в МФЦ в составляет 2-2,5 недели. Для ускорения процесса регистрации ООО в Ленинградской области возможна подача документов на регистрацию непосредственно в Единый центр регистрации в г. Выборге. Срок регистрации ООО в Ленинградской области в таком случае составляет 1,5 - 2 недели, с учетом подачи и получения документов в г. Выборге.