ВкусВилл: об успехах и провалах

ВкусВилл: об успехах и провалах

В середине ноября в издательстве «Альпина Паблишер» выйдет книга Евгения Щепина об успехах и провалах магазина здорового питания "ВкусВилл". 

Сама продуктовая сеть магазинов «ВкусВилл» и «Избенка» появляется на рынке питания в 2009 году, совершив революцию в розничной торговле. Сейчас в компании работает более 5000 сотрудников, но в ней до сих пор нет HR-отдела, прописанных KPI и спланированного годового бюджета!

Разбираемся, как так вышло:

Самое яркое высказывание об HR-службе прозвучало в Тбилиси во время одного из выступлений публициста Нассима Талеба: «бог помещает HR-службу в компанию для того, чтобы та не росла. ПоявлениеHR-департамента — это божья кара». 
«ВкусВилл» настроен менее агрессивно, но HR-отдела у нас все равно нет. Подбор персонала ведется следующим образом. Поиском новых продавцов занимаются девочки-подборщицы, их заказчики — розничные управляющие. По сути, подборщики работают только на розницу, помогая комплектовать открывающиеся магазины новыми продавцами. Розничные управляющие вольны распоряжаться этим процессом так, как считают нужным. Если хотят, могут прибегнуть к помощи кадрового агентства. Или заниматься подбором сами. Или нанять новых людей. Компания полностью отдала им контроль за процессом подбора продавцов.
Все остальные подразделения ищут новых сотрудников сами.

И здесь способы тоже могут отличаться. Кому-то некомфортно писать объявление о вакансии, размещать его на сайте, назначать собеседования. В таком случае можно передать эти функции стороннему кадровому агентству. Но чаще всего сотрудники и руководители, которые озабочены поиском нового человека в команду, сами заинтересованы в участии во всех этапах подбора.

Специалистов по HR обычно будоражит такой подход, и они начинают сыпать профессиональными аргументами: мол, необученный человек «не в состоянии оценить компетенции соискателя и разглядеть потенциал». Самое главное для работников ВкусВилла- найти приличного человека, а что там у него с потенциалом — жизнь покажет.

Пожалуй, именно так формируется корпоративная культура «ВкусВилла». Ведь человек всегда ориентируется на поиск близкого себе по духу. И по этой причине сотрудников «ВкусВилла» объединяет какая-то неуловимая черта, благодаря которой их очень часто называют похожими друг на друга. 

Есть еще один плюс такой схемы подбора новичков: сотрудник, который решает принять кого-либо на работу, берет всю ответственность на себя. Теперь он не сможет кивать в сторону HR-департамента, жалуясь на перекуре, какого плохого работника ему нашли эти чертовы подборщики. Ты сам искал, сам собеседовал, сам поверил в этого человека. Значит, или ошибся в выборе, или дело в тебе как в руководителе.

Конечно, при такой схеме бывают и ошибки. Иногда очень нелепые и даже смешные.  Такой случай рассказал один из работников магазина: нужно было найти сотрудника на подготовку промоакций для магазинов. Коллективно работники решили,  что будет логично предложить кому-то из продавцов отвечать за это направление.

Откликнулась девушка по имени Лиана. На собеседовании приглянулась ее жизненная позиция, отношение к «ВкусВиллу», знание ассортимента и видение развития промоакций в наших магазинах.

Единогласно решили, что Лиане нужно попробовать себя на этой должности. В назначенный день она пришла в офис, ей показали рабочее место. Она долго сидела, периодически поглядывая по сторонам. Когда к ней кто-то подошел и спросил, нужна ли ей помощь, Лиана скромно показала на ноутбук и попросила помочь его включить.

Ну бывает, не вопрос. Ноутбук включили, но легче от этого Лиане не стало. Только через несколько часов мы поняли, что она не умеет пользоваться компьютером. Совсем. Даже на уровне мышки. А вакансия предполагала ежедневную работу в таблицах Excel.

Можете ли вы представить себе, что работники даже не догадались спросить у молодой и современной девушки, владеет ли она компьютером и умеет ли делать сводные таблицы. В этот момент все HR-менеджеры, как правило, злостно потирают руки и говорят: «Все потому, что у вас непрофессионально организован подбор».

Кстати, вам интересно узнать, что дальше стало с Лианой? ВкусВилловцы попытались взять над ней шефство, чтобы раз и навсегда подружить ее с компьютером, но быстро поняли, что занятие это бесперспективное. Девушка не хотела мыслить на пару с искусственным интеллектом, поэтому мы предложили ей вернуться продавцом в магазин.

Лиана взяла двухнедельную паузу на «подумать». Возвращаться в розницу ей не хотелось, из зоны комфорта она себя уже выдернула, душа просила чего-то нового. Видимо, посовещавшись с мужем, они решили открыть собственное небольшое производство натурального майонеза, который по рецептуре и составу ингредиентов подходит для «ВкусВилла».

Они арендовали цех, наладили производственную линию, приготовили тестовые образцы, прошли все проверки, получили все необходимые документы и теперь успешно поставляют соус в наши магазины. Если в ближайшем к вам «ВкусВилле» увидите на этикетке майонеза наименование производителя — «ИП Нестерова», просто вспомните, какая невероятная история стоит за этой баночкой с продуктом. А вот был бы у ВкусВилла HR-отдел, Лиана так бы и работала продавцом-консультантом. 

магазин еда гастроном вкусно здоровье интересное

Arhan1982

10 ноя 2018 в 23:25

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев