Вожди или герои?
Книга историка Козлова "Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе" начинается со слов: " Публика любит вождей и героев. На себя ей по большому счету наплевать"… В этой связи вспоминается, что слушал я как-то одного киноведа, который рассуждая о том, почему фильм Шукшина "Ваш сын и брат" остался практически незамеченным публикой, сказал: "Публика не любит смотреться в зеркало. Ей нужна приукрашенная действительность, типа "Кубанских казаков".
Допустим. Но ведь при этом общеизвестны рекламистские теории, гласящие ровно об обратном. Мол люди хотят видеть на экране "себя", т.е. таких же ничем не примечательных обывателей как они сами.
Так кто же прав и где истина?
А истина в том, что универсальной - на все времена - закономерности нет, и ошибкой будет пытаться ее найти. Допустим, сейчас людям нужны «вожди» и простые обыватели их не интересуют - так очевидно, что когда «вождями» их перекормят, они с радостью бросятся "на новенького" - на другого обывателя в качестве героя. Просто потому что «вожди» уже надоели.
Основная закономерность заключается в том, что закономерности меняются. Человек устаёт от однообразия. Самое главное в этом вопросе - понять, устала ли уже общественность от предыдущего тренда - и предложить новый. Предложишь чуть раньше времени - останешься непонятым или незамеченным. Это и случилось с фильмом Шукшина. Он на два десятилетия опередил время. Покажи Шукшин его в середине 80-х - и фильм, вполне возможно, был бы воспринят на ура. Как провозвестник новой эры - "чернухи" и "Маленькой Веры"...
Если вы посмотрите на существующий в массовом сознании образ Путина, то, конечно, поймёте, что он лидер «героического» типа. Из всех возможных атрибутов, его предполагаемая «сила» является самым общепризнанным. Помню, проводил я фокус-группы по этому поводу во время Болотной. Так вот, с тем, что Путин - «сильный» соглашались его даже самые непримиримые критики.
Если описанная выше гипотеза верна и «герои» людям начали надоедать, то сейчас должен расти спрос не просто на «новые лица», а на новый тип политика. Не столько на того, который ведёт людей за собой, сколько того, который их «слышит» и «понимает их боль». Возможно, впрочем, что спрос этот не будет долгим.
Предположение это подтверждается отсутствием в массовом сознании агрессии в отношении власти. Люди разочарованы, недовольны, не верят властям, иногда раздражены, а вот агрессии, как это было в 90-е, у них нет. Возможно это, опять же связано, с предполагаемой «силой» нынешнего режима и его готовностью а репрессивным действиям. Быть агрессивным в отношении «сильного» - большинству страшно, это удел отдельных смельчаков. Теоретически, если оппозиция докажет, что режим «слаб», тогда и в массовом сознании агрессия в отношении власти тоже появится.
Итак получается, что перед оппозицией стоят две задачи, которые если и не являются взаимоисключающими, то по крайней мере не совпадают между собой. Первая заключается в том, чтобы «слышать» людей и «разделять» их боль. Это задача «негероическая». Вторая же, наоборот, - она как раз для «героев» - выходить на улицы, доказывая, что режим ничего не может с этим поделать и, значит, он слаб. Ведь между авторитаризмом и демократией какое отличие? Первый, в отличие от второй, нетерпим к критике и наличие недовольных на улице - вещь вполне естественная для демократии - при авторитаризме служит наглядным подтверждением слабости режима.
Сверхзадачей для оппозиции является нахождение оптимального на каждый данный момент времени соотношения «героизма» и «чувствительности». Так, чтобы максимально резонировать с общественной повесткой и чувствами избирателей. Чтобы не отпугивать чрезмерной агрессивностью, но и про «момент силы» не забывать.
Как выбирают Далай-ламу?
Как выбирают Далай-ламу? Его преемника ищут среди тибетских мальчиков, родившихся...
Что связывает лотерею и выборы?
Своему возникновению числовые лотереи обязаны принципу отбора кандидатов в главный...
23 июл 2019 в 14:19
23 июл 2019 в 17:17
24 июл 2019 в 9:44
24 июл 2019 в 15:55