Вредны ли экономике выходные и праздники?

Когда пророк Моисей спустился с Сионской горы, на первой из его скрижалей была записана четвёртая из заповедей Божиих - помнить день субботний.
Отдых от дел, чтобы подумать о вечном, почтить своих родителей, свою семью, уделив им время, отнятое в течение шести дней деловой суетой - не достижение развитого социализма, а заповеданное 33 века назад установление.

Его соблюдали многие века и представлялось, что так будет всегда. Но началась эра капитализма, принесённая распространением кальвинистской этики.

«Женевский папа» Жан Кальвин учил о предопределении спасения, распознать которое можно, судя по деловым успехам людей: хотите доказать себе и окружающим, что вы богоизбранные и предопределённые к спасению и жизни вечной - трудитесь, не разгибаясь.

С тех пор и появилась привычка считать, что выходные - прихоть, уменьшающая для экономики возможность заработка. Маммона против Бога. Тоже ничего нового: вспомните хотя бы Эбинейзера Скруджа из «Рождественской песни» Чарльза Диккенса (на иллюстрации - именно он).

Что ж, постараемся разобраться, так ли вредны праздники сугубо для экономики?

Двигатель экономики - взаимный обмен. Кто-то производит, кто-то потребляет. Нет смысла производить, если не найдётся потребитель.

Процесс потребления также занимает время, как и процесс производства.

Что характерно, научно-технический прогресс направлен на то, чтобы сократить процесс производства. За один и тот же отрезок времени появляется всё больше товаров. Но они имеют смысл, только если успевать их потреблять.

Человек с развитием промышленности быстрее и полнее удовлетворяет материальные потребности. Высвобождаются рабочие руки для производства духовных, эстетических, культурных потребностей. А для удовлетворение духовных потребностей, в свою очередь, необходимо время.

Человек осознаёт, что трудится, чтобы жить, а не живёт, чтобы трудиться.

Время на изобретение и производство новой модели становится потраченным впустую, если потребитель не обнаруживает в своём расписании времени на её изучение и покупку. И если у потребителя нет времени пользоваться купленной вещью, покупка также вряд ли состоится.

Ключевой идеей послевоенного германского экономического чуда имени Людвига Эрхарда стало признание, что потребителями должны быть все, а не только избранные. Наравне с развитием и защитой конкуренции - раз, и поддержанием крепкой и стабильной немецкой марки (отказ от её искусственного обесценения) - два, это стало одним из трёх столпов политики социальной рыночной экономики, провозглашённой и успешно реализованной Эрхардом.

Рост доходов у всех должен расширять возможности потребления для всех. Желающих изучить доводы и аргументацию этой концепции, основанные на 20-летнем практическом опыте её внедрения автором, как министром экономики, а затем канцлером Западной Германии, направляю к прочтению книги Эрхарда «Благосостояние для всех».

Как только германская экономика смогла восстановить разрушенную войной и выплатами репараций за нацистские военные преступления страну, стало очевидным, что необходимо сокращать рабочее время на фоне роста производительности труда.

Дополнительное время отдыха расширяло возможности увеличения потребления и расширяло сбыт для производителей, повышавших автоматизацию. В экономической науке это называется эффектом мультипликатора.

Россия, по данным ОЭСР, занимает 5 место в мире по количеству отработанных в год часов. Средний российский работник трудится 1980 часов в год. Но, как показывает опыт, трудится неэффективно. Значительная часть этого времени проводится на работе, но без работы.

Продавщица в магазине одежды утром в понедельник, приходящая, чтобы отметиться и до обеда увидеть пару праздно шатающихся покупателей, ничего не покупающих.

Офисный служащий, приходящий к 9 часам утра, потому что его начальник в модном либеральном журнале вычитал, что «даже работников-«звёзд», исполняющих и перевыполняющих план на гибком графике, нужно заставлять приходить вовремя»… и потом пьющий два часа кофе и ведущий пустопорожние разговоры с коллегами, занятыми таким же ничего-не-деланием.

А участники 5-часовых совещаний, завершающихся ценным выводом «создать рабочую группу для дальнейшего изучения и подготовки очередного совещания» - эффективно трудятся или занимают рабочее время, чтобы показать, как «копают от забора и до обеда»?

Таких примеров уйма и имя им легион.

Для сравнения немецкий рабочий занят в год 1356 часов. Но в это время он работает. И никто в Германии, замечу, не утверждает, что «Германия - чемпион мира по лени».

В 2011 году по случаю бракосочетания герцога и герцогини Кембриджских в Соединённом Королевстве был объявлен выходной. Косвенные потери от сокращения производства составили 1,8 млрд фунтов стерлингов. Прирост продаж от увеличения потребления - 1,9 млрд фунтов стерлингов. Выгодно?

Рождественские каникулы и остальные праздники (День благодарения, День независимости, День Всех Святых, день святого Валентина и пр.) в США приносят для ВВП страны 3,6%! Именно столько американские труженики тратят в эти дни на подарки, отдых и развлечения. Обеспечивая сбыт продукции, которую производили в остальное время года.

Неэффективная занятость, искусственное увеличение рабочего времени не только не приносят экономике пользы, но, напротив, тормозят её. А четвёртая заповедь, напротив, как и положено истине, открывает для себя новое значение и обретает новые смыслы и в наш век робототехники и прочего эджайла.

Бороться нужно не со свободным временем людей, как предлагают некоторые «гуру». Бороться нужно с теми факторами, которые не позволяют людям использовать имеющееся у них свободное время с пользой для себя.

Поэтому проводите Рождественские каникулы с семьёй, уделите время любимому увлечению и, конечно, покупайте российское - всё это полезно не только для вас и вашей семьи, но и для экономики страны в целом!

экономика роста экономика выходные

rusofalco

7 янв 2019 в 13:34

Похожие материалы
Подробнее

И это в Минске...

Ещё несколько лет назад российские предприниматели говорили о Белоруссии как о "заповеднике социализма". Даже скромные российские гарантии судебной защиты и...

rusofalco

24 окт 2018 в 23:05

2
Комментарии (4)
Elgiza_Burit_9

7 янв 2019 в 14:17

Верно.👍 Действия должны быть эффеkтивными, а эффеkт присутствия ещё ниkому в продвижении не помог.
Zham

7 янв 2019 в 15:03

Отлично написано. Очень интересно вас читать, пишите больше
madrugador

7 янв 2019 в 15:05

Солидарен
rusofalco

7 янв 2019 в 15:26

Благодарю!