Все, что вы хотели знать о китайском кино, но не знали, у кого спросить. Эксклюзивное интервью с Ольгой Кашириной

Все, что вы хотели знать о китайском кино, но не знали, у кого спросить. Эксклюзивное интервью с Ольгой Кашириной

Китайское кино – terra incognita для российского зрителя. Оно очень редко попадает в прокат, а интернет-платформы его не локализуют и почти что игнорируют. Тем не менее киноиндустрия в Китае очень развита. Поговорили о китайском кино с продюсером Ольгой Кашириной. Ольга окончила восточный факультет Санкт-Петербургского Государственного университета по специальности «Китайская филология» и затем факультет журналистики. С 2006 года работает в киноиндустрии, активно занимается развитием международного сотрудничества и разработкой совместных проектов с Китаем, США и европейскими странами. Свободно говорит на китайском языке и увлекательно о китайской культуре. На данный момент сотрудничает с российскими кинокомпаниями-мейджорами – «Арт Пикчерз», «Водород», «Кинопоиск» и др. Публикуем первую часть нашего большого и очень интересного интервью.

Как кино появилось в Китае и почему так хорошо прижилось?

Кино в Китай пришло с другого конца Света. Его привезли иностранцы, «лаоваи» (老外) – как их до сих пор называют во многих частях страны. Первые показы осуществлялись в начале 20-го века испанскими, итальянскими, французскими бизнесменами. Поначалу это было чужеродное для общей массы китайцев искусство – технократическая штука, сравнимая с современными vr-показами. Но постепенно кино стало приживаться, и в 20-е годы в Китае появились первые китайские киностудии.

На изначальную жанровую и стилистическую направленность первых китайских фильмов повлиял тот факт, что они были призваны фиксировать традиционный китайский театр. Кино в Китае основывалось на выверенном действе, где каждый на своем месте. У каждого актера есть специфический грим, амплуа – зритель заранее знает, кто злодей. Смысл этих постановок, а впоследствии и фильмов, был скорее дидактический.

Что главное в китайском кино того времени?

Главное – моральный месседж, урок для зрителя. В этом плане западное кино, которое развивалось вместе с литературой, ставило целью исследование психологического развития персонажей. Китайское же кино было более формализованное. Но, несмотря на это, первым фильмом, снятым в Китае, была социальная драма «Янь Жуйшэн» про проститутку, которую убил богатый клиент. Сейчас бы сказали, что это «фильм, идущий на Оскар»: про тяжелую женскую судьбу, социальное неравенство, абьюз, харассмент и т.д.

У Китая был очень непростой XX век. Революция там произошла даже раньше, чем в России, в 1911 году. Сразу же началась турбулентность во всех сферах жизни – в первую очередь, конечно же, в области идеологии и культуры. Общество раскололось на тех, кто хотел учиться всему у Запада, и тех, кто стремился сохранить традиции. А в 30-е годы Япония оккупировала значительную часть Китая.

Как этот период отражен в киноискусстве?

В зависимости от региона Китая существовали разные политические тактики и способы восприятия этой оккупации. И кино снимали соответствующее. Существовали районы, как например, прояпонское марионеточное государство Маньчжуго, где на киностудиях снимали уже совсем японское кино. Районы, где власть была китайской, но коллаборационистской с Японией, снимали кино развлекательное. Но оставались и свободные регионы. Там активно создавалось кино, которое в дальнейшем и легло в основу кино «нового Китая». Оно было в чистом виде пропагандистским, призывало к борьбе против захватчиков. Таким образом, под воздействием политической обстановки кинематограф в Китае разделился на «мягкое» и «жесткое» кино, как его сами называли китайцы: то есть фильмы, которые были направлены на развлечение и «отвлечение» людей, и кино, которое должно было мобилизовать всех на борьбу.

Если «мягкое кино» производилось в Шанхае, главном китайском центре кинопроизводства, то «жесткое» кино снимали в районе Яньнань (пров. Шэньси), где в то время располагался лагерь Коммунистической Партии Китая. Этим ребятам в то время было несладко, не хватало камер, пленки – кино делали буквально на коленке. И хоть Советский союз много помогал техникой, но кинематограф здесь оставался дилетантским. Специальные «кино-отряды» снимали сюжеты как о простых солдатах, так и о генералах, об окружающей действительности, и во многом их опыт в дальнейшем послужил отправной точкой к развитию документалистики в Китае. После победы над японцами и объединения Китая в 1949 году Мао Цзедун на многие годы закрепил главенство идеи над художественностью в искусстве и в кинематографе в частности.

Сейчас продолжают традицию патриотического кино?

Да, конечно. Хотя кино Китая при этом оставалось разносторонним и глубоким. Начали появляться такие фильмы, как например, «Весна в маленьком городе» (1946 г.) по духу очень напоминает наши «Летят журавли». Эта картина совершенно по-другому подходит к теме войны, рассказывая не про движения армий и битвы с врагами, а про судьбы простых людей, про их путь, выбор и поиск счастья. Фокус немного сместился, государство потихоньку начало ослаблять идеологический контроль. А в 80-е годы оно все-таки подошло к мысли, что развлекательным кино тоже должно быть. И появились знаменитые фильмы в жанре «уся» (wuxia) про боевые искусства. Особенно активно этот жанр развивался в Гонконге, который был в то время британской колонией, именно оттуда экшн-фильмы получили небывалое распространение и стали известны всему миру. Мне в голову приходят – «Храм Шаолинь», «Боец с Желтой реки», но фильмов было огромное количество. Фильмы с Джеки Чаном, знаковым для российского зрителя персонажем, тоже появились именно тогда.

После окончания культурной революции и на волне «Политики открытости и реформ» в Китае появляется так называемое «пятое поколение» режиссеров (это был пятый выпуск Пекинской киноакадемии). Самыми известными из них являются Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан, их работы полны критики окружающей действительности и уже совершенно не воспринимаются современниками как коммунистическая пропаганда.

За ними вслед в конце 90-х приходит «шестое поколение» – Цзя Чжанкэ, Чжан Юань, Ван Сяошуай и другие. В отличие от «пятого поколения», которое часто обращается к историческим темам, снимает «большие, эпические картины», «шестое поколение» – это по-настоящему независимые режиссеры, снимающие зачастую непрофессиональных актеров и рассказывающие о самых актуальных и современных проблемах: глобализации, разрыве между поколениями, самоидентификации и т.д.

Время показало, что китайские режиссеры, продюсеры и китайское общество никогда не забывали о том, что в фильме главное это – месседж. Сейчас в Китае небывалый подъем патриотических настроений. И, конечно, кино очень сильно этому способствует. Самые популярные фильмы 2020-х рассказывают об успехах китайцев в космосе, на других континентах, в спорте – очень похоже на то, что в России происходит. Даже не очень понятно, кто у кого сейчас заимствует.

Следите за постами - скоро будут новые ответы на вопросы!

Россия китай Кино

LudiRosta

12 апр 2021 в 14:25

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
AKA

15 апр 2021 в 17:20

Очень интересно. Странно, что мы смотрим такое количество американского кино , чуть меньше европейского, а вот азиатский кинематограф только открывается для нас. Я не думаю, что дело в менталитете, скорее недоступность. А тут уж вопрос к прокатчикам и видео сервисам.
barbara

21 апр 2021 в 11:18

Китайское кино вообще не привычно европейскому и американскому зрителю. Многим оно кажется насквозь пропагандистским. Со стереотимпами можно бороться только путем информирования. Спасибо за хороший материал!
LudiRosta

21 апр 2021 в 11:36

Спасибо! Передадим вашу благодарность Ольге Кашириной. Интервью действительно было необычным и увлекательным!