Все, что вы хотели знать о китайском кино, но не знали, у кого спросить
Читайте последнюю часть нашего большого интервью с продюсером Ольгой Кашириной. Перые две части можно найти тут и тут.
Есть общемировая тенденция совместно снимать фильмы. Принимает ли Китай участие в международных проектах? Есть ли совместные проекты с Россией?
Тенденция есть, но нельзя сказать, что в Китае она очень популярна. В 1990-е – начале 2000-х некоторым китайским режиссерам были нужны иностранные инвесторы и продюсеры для финансирования. Копродукцию в основном искали те режиссеры, которые не могли найти финансовую поддержку у себя в стране, потому что они хотели снимать некоммерческое кино, зачастую протестное. Например, многие фильмы режиссера Лоу Е созданы в кооперации с французскими продюсерами. Фильмы, подобные его «Летнему дворцу» (скандальная эротическая драма на фоне протестов в Пекине), никогда не получили бы деньги внутри Китая.
Сейчас китайским кинематографистам не нужны деньги из-за рубежа, за исключением редких попыток большого коллаба с Голливудом. Нельзя сказать, что он очень удачный – это видно по последней копродукции с Диснеем – фильме «Мулан». Очевидно, что даже топовым кинематографистам пока не удается скрещивать две ментальности. Когда вы создаете кино совместно с кем-то, вы конечно будете стараться сделать хорошо и своему зрителю, и аудитории партнера. Пока взаимной гармонии никому не удается достичь. В новой картине «Мулан» этого тоже сделать не удалось. Была еще картина «Великая Стена» – громкая, распиаренная, с Мэттом Дэймоном, Уильямом Дефо и Энди Лау. Несмотря сборы в 300 миллионов долларов, считается, что этот фильм провалился. Китайский зритель его не принял по ряду причин, связанных с самой историей, с идеей того, что «американец пришел и спас Поднебесную».
А иностранцы хотят себе найти китайских партнеров?
Безусловно. Сейчас на мировых кинорынках организуется огромное количество ивентов, питчингов, когда европейские и американские продюсеры несут свои идеи в Китай. И русские тоже. Но опять же не могу сказать, что есть успешные кейсы. Может быть только в мультипликации, например, «Кунг-фу панда 3» (копродукция США и Китая).
Возможно, есть другие точки соприкосновения между национальными киноиндустриями?
Возможно, это зона сервиса – к китайцам все чаще обращаются за производством какого-то сложного реквизита. В Китае эта сфера достигла огромных высот. Есть целые артели, «города мастеров», которые занимаются изготовлением оружия, доспехов. Несколько российских картин заказывали в Китае реквизит, но нельзя сказать, что это было дешево. Китай вообще перестал быть дешевым.
Или, например, сотрудничество в области «высоких кинематографических технологий» – когда, например, компьютерная графика для китайского кино делается в России, потому что пока возможности и экспертиза русских студий все-таки обгоняют наших восточных коллег.
Еще китайские продюсеры периодически выбирают для съемок Россию. Например, прошлогодний новогодний хит в Китае, комедия Сюй Чжэна «Затерянные в России», был про приключения китайцев в нашей стране. В 2019-2020 гг. в Москве и Казани снималась еще одна комедия от популярной в Китае труппы «Махуа», она должны выйти в 2021 году. В общем, в сфере кинопроизводства сотрудничество есть, но хотелось бы больше.
Российские фильмы тоже снимаются в Китае, но это единицы. Мне в голову приходят фильм «Монгол» Сергея Бодрова и «Тайна печати дракона». Это, пожалуй, и все.
Можно ли повысить процент сотрудничества и что для этого нужно сделать?
Мне кажется, что надо начинать с того, что повысить взаимную информированность зрителя, создавать фэндомы популярных звезд. Российское кино так или иначе выходит в Китае, но пока это максимум 2-3 фильма в год. Наша задача, чтобы ярких русских фильмов в китайском прокате становилось все больше. Если китайский зритель будет узнавать российских актеров, тогда, соответственно, производить совместные фильмы и продавать отечественные станет проще. Если в обратную сторону все будет также развиваться, это тоже повысит возможности к сотрудничеству.
Безусловно, нужно налаживать общую систему образования. Русским коллегам есть чему поучиться в Китае. В России отсутствуют киностудии того уровня, которые есть у китайцев. В Китае есть производственные базы с более чем сотней гигантских павильонов, некоторые из которых площадью в 7-8-9 и даже 12 тысяч квадратных метров. На натурных площадках на студии Hengdian World Studios в провинции Чжэцзян в масштабе 1:1 воспроизведены улицы Шанхая, Пекина, причем разных эпох. Китайские художники очень скрупулезно к этому подходят. Например, где в Запретном городе лежит мрамор, на площадке тоже будет лежать настоящий мрамор. Это вызывает неподдельную зависть.
В общем, обмениваться опытом в этой сфере очень полезно.
С чего начать знакомство с китайским кино, если ты неподготовленный зритель?
У всех разные предпочтения. Кому-то нравится Вонг Карвай, кому-то экшен, кому-то костюмированные драмы. Для начала нужно найти себе источник для просмотра китайского кино. Что касается меня, я подписана на китайские платформы, например, Tencent и Youku. Там можно найти и старые фильмы, и новые, но это доступно не каждому российскому зрителю, и фильмы там без перевода.
Наверное, стоит начать с того, что есть в рунете или на русских видеосервисах.
Помимо уже упомянутых выше режиссеров, можно поискать такие фильмы как «Dying to Survive», военный блокбастер «800», который стал самым кассовым в мире фильмов в 2020 году, фильмы режиссера Фэн Сяогана, например «Землетрясение», которое выходило в России в ограниченный прокат. Удачи в пути!
Как различать азиатов?
Скажем сразу: без практики различать корейцев, китайцев и японцев непросто....
Почему Китай захватил Тибет в 1951 году?
Почему именно Тибет? Начать следовало бы с того, что ни...
21 апр 2021 в 10:52
21 апр 2021 в 11:07
21 апр 2021 в 11:13
21 апр 2021 в 11:13
21 апр 2021 в 11:13
21 апр 2021 в 11:13