Японские гравюры

Японские гравюры

Укие-э

Укиё-э — это тип гравюры, распространенный в Эдо, как прежде назывался Токио. «Укиё» — буддийский термин, означающий «текущий мир», то есть постоянные изменения, а «э» по-японски — «картина». Таким образом, укие-э — «картины текущего мира». В период с 1603 по 1868 год, когда в Японии правили сёгуны, Эдо стал одним из крупнейших городов мира.

В XVII — XX веках сёгунат издал много жестоких и деспотических законов; мирские удовольствия и развлечения сурово ограничивались, жизнь «веселых кварталов» строго регулировалась. Такие меры привели к тому, что веселье и удовольствие стали считаться чем-то недоступным, что еще больше пополнило ряды желающих отдохнуть и повеселиться. В «веселых кварталах» жили куртизанки, гейши, борцы сумо и актеры театра кабуки — именно они были «звездами» эпохи Эдо. Они же становились персонажами популярных романов «укиё дзоси» («повести о бренном мире»), живописи укиё-э и ксилогра- фии. Термин «текучий мир» первоначально должен был напоминать о мимолетности сущего, но со временем превратился в описание беспечной обстановки «веселых кварталов»—театры, рестораны, чайные дома,—далекой от повседневной приземленной жизни и тревог большого города. Большинству людей казалось, что бурная жизнь знаменитостей протекает где-то вне реальности мрачной обыденности.

Укие-э как жанр

Само понятие укиё-э возникло из свойственного искусству ощущения отстраненности от мира. Картины были исполнены в технике, которая убеждала зрителя, что, созерцая радости жизни и получая от них удоволь- ствие, он тем не менее не принимает в них участия и тем самым не нарушает указ сёгуна. С той же целью в укиё-э применяли необычные ракурсы и перспективы, создавая у зрителя ощущение, будто он парит над действительностью. Большая часть картин написана еще до изобретения фотографии, но все они напоминают фотоснимки, запечатлевшие краткий миг бытия. Необычность композиции добавляет сюжету оттенок сказочной нереальности. Диагональ, порой пересекающая картину, передает идею движения, подчеркивая плоскость, на которой она расположена, но вместе с тем нет почти никаких попыток передать текстуру или светотень, поскольку изображе- ние — это только изображение, и оно не должно казаться реальным. В мире важна гармония, потому на картине оставлено много пустого пространства, свободного от цвета и формы.

Японские художники

Жанр укиё-э был популярен в самых разных слоях японского общества, среди множества людей, которые не могли себе позволить покупку картины. Первые работы в этом жанре были выполнены тушью и стоили довольно дорого. Позже, в 1670 году, Хисикава Моронобу (1618–1694), известный как «отец» укиё-э, попробовал технику монохромной ксилографии.

Японские гравюры

Это привело к широкому распространению живописи, поскольку гравюры стали доступны многим. Некоторые из гравюр раскрашивали цветной тушью, пока в 1765 году Сузуки Харунобу (1724–1770) не изобрел технику цветной печати.

Японские гравюры

Технология оказалась довольно трудоемкой, но зато гравюры укиё-э обрели краски, что вкупе с оригинальным рисунком способствовало росту популярности. Еще одним ярким представителем стиля укиё-э был Окомура Масанобу (около 1686–1764). Произведения Китагава Утамаро (около 1753–1806) и Тосусаи Сараку (работалв 1794–1795) использовались в качестве театральных афиш или даже вывесок публичных домов, иногда на них изображали знаменитых актеров, куртизанок и гейш. В XIX веке сцены городской жизни дополнились пейзажами. Кацусика Хокусай (1760–1849) и Андо Хиросигэ (1797–1858) в своих работах сумели передать утонченную красоту живой природы в любое время года при любой погоде.

искусство гравюра япония

Ksushe4ka

12 мар 2019 в 18:02

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
Novostnik

12 мар 2019 в 18:14

Погуглил гравюры Сузуки Харунобу... ТАМ ТАКОЕ (18+) !!!