Является ли Россия частью Европейской Цивилизации? Часть 2

Является ли Россия частью Европейской Цивилизации? Часть 2

Античное наследие

Античное наследие во всю свою ширину открывается в эпоху Возрождения. Стоит отметить, что отдельные его составляющие, например, римское право, сохранялись в Европе всегда — в результате так называемой рецепции римского права варварские королевства успешно интегрировали римское законодательство в свои правовые системы, хоть и частично. В то же время, латынь оставалась единым языком европейской науки. Возрождение, начавшись в XIII веке, набирает обороты медленно — его расцвет выпадает на XV век, конец — на XVI. Важнейшую роль в возрождении играет церковь — именно она спонсирует создание шедевров живописи и архитектуры этой эпохи. Подъем искусств приводит к тому, что не только религиозно-научные элиты оказываются объединены античным наследием, но и элиты политические, так как они становятся основными потребителями этой культуры. Не менее важно и влияние возрождения на образование — Греческая философия открывает дорогу к видению человека вне христианских категорий, отсюда возникает антропоцентризм и гуманизм этой эпохи, вышедший за рамки христианских университетов. Сугубо античные категории разума в набирают силу, категории христианские категории смирения и любви — слабеют. Получается следующая ситуация: церковь, частично «переварив» греческую мысль — в лице, например, Фомы Аквинского, успешно интегрировавшего Аристотеля в христианскую теологию, другую её часть усвоить не смогла, чем и открыла дорогу развитию светской культуры. Веком позже этот процесс пошел и в России, и был он связан с упомянутыми выше реформами Никона.

Распространяясь в кругу образованных и/или родовитых людей, и без того объединенных единым христианским миропониманием, различные формы античной культуры на ура усваиваются старой Европой. Таким образом, культурное поле, в котором формируются европейские элиты, существенно сближает представителей разных стран — они читают одних и тех же авторов, восхищаются одними и теми же стилями искусства и архитектуры, одним словом, имеют схожие категории правильного и прекрасного — и все это начинает выходить за рамки религии. Получается,что к середине XVI века Европа еще не является чем-то единым, но дорога к дальнейшему взаимодействию культур оказывается открытой.

Греко-римская культура отразилась на развитии русской государственности, хотя это влияние было в большинстве своем косвенным. Русь Владимира Святого и Ярослава Мудрого многое заимствовала у Византии, граждане которой называли себя ромеями, т.е. видели в себе прямых наследников Римской цивилизации. В этот же период на Руси распространяется христианство — с ним в Киеве и Новгороде строятся храмы по византийским образцам, появляются монастыри, а вместе с ними письменность, образование и т. д. С наступлением периода феодальной раздробленности и ордынского ига, а также ослаблением Византии, это влияние значительно снижается. Новый поворот к достижениям Европы начался с возвышением Московского Княжества и окончания ига. Великий Князь Иван III (1440-1505) приглашает в Россию итальянских архитекторов — По их проектам создается ансамбль соборов московского кремля, многие другие дворцы, храмы, крепости. Поэтому шатровый стиль, возникший в Московии под влиянием их работ, часто называют русской готикой. Сам Князь выходит замуж за дочь последнего императора Византии — Софью Палеолог. Примерно в этот период возникает идея «Москва-Третий Рим», а женитьба Ивана III служит ей обоснованием. Таким образом, в середине XVI века скорее как новая Византия, которая была связана с Европой довольно тесно, пока эхо возрождения доходит и до далекой Московии.

Что все это показывает? Европа была единой далеко не всегда, единое европейское культурное поле расширялось и вширь, и вглубь постепенно, охватывая все большие слои населения. Саму возможность существования этого поля обеспечивали рассмотренные факторы, характерные и для России. И хотя Россию эти процессы затрагивали несколько позже, в её развитии не было крупных противоречий с развитием Европы, и, соответственно, постепенно и она становилась неотъемлемой частью этого культурного поля. Ниже будет рассмотрено, как это происходило.

Европа и Россия. Ранее новое время.

Как бы это ни было удивительно, но Россия начала устанавливать мало-мальски крепкие связи с классической Европой после того, как появилась и устоялась единая Россия. Это событие отражено в записках Ричарда Ченслора(1553). На этот момент времени Россия и Европа оставались в широком смысле чуждыми друг другу образованиями, что Ченслор наглядно запечатлил. (Это, однако, не мешало ему восхищаться церквями московского кремля).

В XVII веке, после смутного времени, новый царь Царь Алексей Михайлович продолжает курс на сближение с Европой, взятый еще при Борисе Годунове, в реализации чего ему очень помогает окружение. Симеон Полоцкий, получивший образование в Речи Посполитой, развивает его в Московском Княжестве — открывается первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Он также обучает будущего царя. Ордин-Нащокин, глава посольского приказа, утверждает торговый и новоторговый уставы — в духе экономической политики меркантилизма, свойственной Европе этого периода. Восстановление им немецкой слободы укрепляет внешние торговые связи. Он же ведет с поляками переговоры по поводу заключения мира в борьбе за её южные земли. Патриарх Никон, борясь со старообрядцами, начинает реформу, результатом которой становится ускорение процесса обмирщения культуры. При дворе даже возникает первый театр — явление немыслимое для цивилизации, в которой лицедейство ранее считалось грехом. Таким образом, европейская культура, как выражались историки Российской империи, «в польской одежке» проникает в жизнь политических элит России в форме образования, предметов быта, а также некоторых институтов, а появившееся в России образование преемствует западному. Нельзя даже сказать, что Соборное уложение, окончательно оформившее крепостничество, было уникальным для России явлением — по Европе в этот период также прокатывается вторая волна закрепощения крестьян, которая затрагивает Польшу, немецкие княжества и т.п.

В этом смысле Петр I лишь продолжил дело, начатое отцом, хотя и сменил стратегию с эволюционной на революционную. Его эпоха характерна куда более глубоким применением западных институтов - это выражено в его военных, административных, экономических, судебных и т.п. реформах. Прежде всего в организации государства Петр ориентировался на Германию. Европеизация России не всегда проходила гладко: в Астрахани, например, прошел слух, что девушек теперь будут выдавать замуж за немцев, что привело к восстанию — однако в данном случае раздражения вызывали сами методы Петра. Так или иначе, к 1725 году Российская империя представляла из себя европейскую абсолютную монархию с европеизированными элитами, что хорошо демонстрирует опыт общественной жизни России XVIII-XIX веков. На смену боярству пришло дворянство, оно же находилось под колоссальным влиянием французской культуры, а функционировало в системе немецких институтов, так что не удивительно, что последующие два века практически все достижения отечественной науки и культуры легко усваивались европейцами — и наоборот. Важно также то, что Россия показала себя способной не только к «карго-культу», но и к внесению вклада в западную цивилизацию, что показали достижения химиков, физиков, математиков, литераторов, поэтов и мыслителей XVIII-XIX веков, которые можно перечислять бесконечно. Особенно показательным явлением здесь является литература, что должно быть понятно без пояснений человеку, знакомому со школьным курсом. При этом население оставалось закабаленным, когда Европа от этого опыта начала отказываться.

Таким образом, в XVIII-XIX веках единая Европа конституировалась сходством не только культур и институтов,но и образов жизни элит, политических и научных: занятий, увлечений, вытекающих в формирование категорий мышления. По этим критериям Российская империя спокойно проходила в европейское общество. Пока что речь о европеизации населения не идет, да и не может идти даже в рамках старой Европы — мальтузианская ловушка фактически исключает из культуры большую часть населения этих стран, оставляя им возможность пользоваться лишь малой её частью, фактически, необходимой для выживания.

Европа и Россия. Позднее новое время и новейшее время.

Развертывание процессов модерна: технический прогресс, урбанизация, индустриализация, эмансипация и т. д., выпавшее на конец XVIII начало XIX веков, делают различные формы культуры более доступными для народа, из-за чего культурное поле снова расширяется и углубляется. Теперь необходимо, чтобы в рамках одной цивилизации не только элиты, но и население также пребывало в общем культурном поле — том самом уровне развития культурного поля, которое позволяет современным европейским государствам работать на основах правового государства и гражданского общества.

Крепостное право долго оставляло основные массы населения в стороне от достижений европейской цивилизации — если для человека довлеющей формой идентичности является сословие, а не идеология и культура, тяжело представить и единое культурное поле, даже в условиях XIX века. Еще более страшное последствие крепостного права — негативные черты национальной идентичности (об этом будет отдельная статья). Однако любой крестьянин столетиями получал «минимум» культуры через христианство, что, как уже было рассмотрено выше, формировало определенную модель мышления. Этот факт делал возможным интеграцию населения в европейское сообщество в долгосрочной перспективе.

Это и начало происходить после отмены крепостного права(1861). В этот период в России как раз полным ходом идут техническая и промышленная революции — им способствуют широкие европейские инвестиции. Естественно, это приводит к росту городов и числа горожан. Горожанин, в отличие от крестьянина, от одного факта жизни в городе оказывается окружен различными достижениями европейской культуры. Его дети ходят в школу, а школьная программа основана отнюдь не на китайской философии. Жизни горожанина в России и Европе имеют много сходств — эти люди сталкиваются с похожими проблемами, они разделяют схожие интересы и вкусы, даже их быт во многом совпадает. Это приводит к тому, что образ мышления горожанина в России походит на образ мышления горожанина в Европе — что нельзя сказать про крестьян, организация жизни у которых существенно отличалась (например, в форме ренты). Хотя даже тут были существенные изменения в лучшую сторону, связанные с развитием местного и муниципального управления при Александре II, доступ к которому имели и крестьяне.

Таким образом, мы можем видеть, что круг основных производителей и потребителей культуры в Европе расширялся постепенно, и Россия занимала в нем важное место, довольно рано туда попав и внеся туда большой вклад. С этой точки зрения, Российская Империя была частью европейской цивилизации практически с самых первых лет своего существования. Необходимо отметить, что России всегда были присущи определенные уникальные институты(ранняя сверхцентрализация власти, сохранявшаяся в том числе как наследство противостояния с ордой и другими внешними угрозами, теллурократическая имперская модель и т.п) и связанные с ними черты национального характера(Патернализм, персонализм в отношении с властью и т.п.), однако автор не считает полную идентичность России европейской институционально-культурной модели необходимым условием для «участия» в европейской цивилизации, допуская отличия.

Что можно сказать о постимперском периоде? Советское прошлое во многом выбило Россию с общеевропейской колеи развития, что привело к сохранению архаичных элементов культурного кода (что, однако, потребует дальнейшего пояснения). Это отнюдь не означает, что народ уже не тот: это только означает, что завершать забытое, или, вернее сказать, забитое дело придется непосредственно в наше время. На чем базируется уверенность в том, что это возможно? 100 лет даже самых кардинальных общественных перемен неспособны превратить тот или иной народ в нечто совершенно неузнаваемое. Базовые социальные отношения, лежащие вне сферы государства, в той или иной форме сохранялись в советский период, а вместе с ними — и возможность русской государственности как части европейской цивилизации.

#Россия #Европа #История

Ilia_Fominykh

28 авг 2019 в 13:27

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев