Жанна д' Aрк. История. Часть 3

Жанна д' Aрк. История. Часть 3

Читайте первую и вторую части

Жанна Дарк и Король

23 февраля 1429 года Жанна и ее спутники въехали в Шинон, где в то время находился дофин.[1] Встреча Жанны-Девы и Карла VII стала одним из самых загадочных событий мировой истории. Традиционно это свидание представляется в виде официальной аудиенции, на которой присутствовала половина королевского двора. Кроме того, Жанна якобы была подвергнута испытанию: трон занял один из приближенных дофина, а сам Карл спрятался среди толпы. Но девушка, лишь войдя в зал, тут же направилась прямо к Карлу VII.[2]Такое описание встречи Жанны с королем не совсем соответствует действительности. По всей вероятности, дофин принял Жанну лишь в присутствии нескольких приближенных. [3]Тогда совершенно иначе выглядит самый эффектный эпизод свидания в Шиноне - опознание дофина. Среди небольшой группы людей найти его было бы значительно легче. Да и самого «испытания», скорее всего, не было. А все описанное выше - лишь красивая легенда,[4]которая одновременно выполняла две задачи: укрепляла образ Жанны-Девы и веру в то, что Карл VII– истинный король. Настоящей же загадкой является разговор, произошедшей между Жанной и дофином Карлом. Впоследствии, инквизиторы не раз пытались выпытать у Жанны, что же она сказала тогда Карлу VII. Жанна неизменно отвечала: «Этого я вам сказать не могу», не сказала она и перед лицом казни. Историки и мы можем могут только строить предположения. Наверное, она сказала дофину, что Господь через нее передает ему, что он является истинным королем, законным наследником престола. И тогда в душе Карла произошел переворот: ушли психологическое давление, неуверенность, которые сопутствовали ему на протяжении всей его жизни.[5]Такая душевная перемена не могла не сказаться на всем его будущем правлении.

История Жанны д Арк

После встречи с дофином, Жанна была отвезена в Пуатье и подвергнута трехнедельному испытанию. Специальная комиссия богословов, кроме того, что удостоверилась в девственности Жанны, задавала девушке много каверзных вопросов. Вот тут ярко проявились личностные качества Жанны: независимость, живой ум, находчивость. На все вопросы она отвечала спокойно, ясно, уверенно и смогла убедить комиссию в том, что не может быть посланницей дьявола.[6]Тогда ей было позволено действовать.

Орлеанская Дева

В это время Жанну-Деву с нетерпением ждали в измученном осадой Орлеане. 29 апреля 1429 года Жанна вошла в Орлеан. Горожане встречали ее с ликованием, они чувствовали себя так, будто осада с их города уже снята. Присутствие Жанны в сияющих светлых доспехах со знаменем в руках необычайно воодушевляло французское войско. Она буквально переродила его. Солдаты яростно сражались, одерживая одну победу за другой, разрывая кольцо осады. Я думаю, в этом и заключается главная заслуга Жанны, она дала французскому народу надежду на победу, веру в собственные силы. Все знали слова Жанны: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу». Снятие осады с Орлеана уже на девятый день после прибытия Жанны, объясняется тем, что она смогла внушить защитникам города уверенность в победе. [7]В течении «недели побед» англичане были изгнаны из всей долины Луары, наступил переломный момент Столетней войны. «Она способствовала кристаллизации патриотических и национальных чувств, в том числе и национальной гордости. В этом состоит один из важнейших объективных результатов подвига Жанны»[8], - пишет В.И. Райцес.

Из всех людей, с которыми судьба столкнула Жанну, самым загадочным персонажем, пожалуй, был Карл. Мы никогда не узнаем, как он на самом деле относился к девушке. Оставалась вторая часть миссии Девы – коронация. Жанна призывала Карла VIIскорее ехать в Реймс, традиционное место коронации французских королей. Карл медлил целых три месяца. Ему пришлось бы ехать через занятые англичанами земли, но Жанна поклялась, что надежно проведет дофина и его войско. Стоит отметить что сама Жанна называла Карла дофином и говорила, что не станет называть его королем до тех пор, пока он не будет миропомазан в Реймсе. Наконец, коронация состоялась. Во время нее Жанна д'Арк стояла рядом со своим королем, не выпуская из рук знамя. «И среди криков «Да здравствует король!» то и дело слышалось: «Да здравствует Дева!». Могло ли это понравится Карлу?[9]С этого момента началось охлаждение Карла по отношению к Жанне. Коронация в Реймсе провозгласила политическую независимость Франции. Отныне у английского монарха не было никаких формальных прав на французский престол. Жанна-Дева выполнила свою миссию: Франция была спасена.

Как казнили Жанну Дарк

Но на этом Жанна не остановилась: настаивает на том, чтобы взять Париж. Однако, ее голоса ничего не говорили про взятие Парижа. Она вышла за пределы отведенной ей задачи. Но что ей оставалось делать? После такого триумфа, на пике славы вернуться в свою деревню и снова заниматься рутинными делами? Поэтому даже прекрасно понимая, что при королевском дворе с ней больше не считаются, она не смогла сказать: «Моя миссия выполнена».[10]

Поход на Париж стал первой неудачей Орлеанской Девы. В апреле 1430 года она покидает двор и решает действовать самостоятельно. Жанна перемещается от одного города к другому, призывая жителей к сопротивлению, отправляется в Компьень, узнав, что город осаждают бургундцы и попадает там в плен. Бургундцы продают Деву англичанам, а те тут же передают ее в руки трибунала инквизиции и отвозят в Руан.[11]

«Суд над Жанной д'Арк был политическим процессом, задуманным в качестве средства воздействия на общественное мнение. По замыслу его организаторов, Жанна должна была умереть как официально осужденная еретичка и колдунья, пытавшаяся с помощью дьявола сокрушить поставленную Богом власть. Только такая смерть могла развенчать ее в глазах современников. Только казнь по приговору церковного суда могла опорочить ее и прежде всего коронацию Карла VII. Казни должно было обязательно предшествовать публичное отречение подсудимой».[12]Я думаю, что англичане выбрали такую форму расправы с Орлеанской Девой не только поэтому. Дело в том, что в основе деятельности инквизиционных трибуналов лежал принцип презумпции виновности, согласно которому подсудимый считался виновным до тех пор, пока ему не удавалось доказать обратное. Человека можно было привлечь к суду, не имея никаких доказательств его вины, кроме подозрения в ереси, источником которого мог быть любой договор, анонимный донос или мнение самого инквизитора. Таким образом,Жанну можно было судить и казнить, сохраняя при этом «законность». [13]Инквизиторы допрашивали девушку и днем, и ночью, задавая ей каверзные вопросы. Но Жанна ловко избегала все ловушки, благодаря своему живому уму и твердости характера. Но как же тогда Жанна могла отречься и согласиться подчиняться? Что заставило ее смириться перед судом? Официальная версия: страх перед смертью на костре. Юная девушка как никогда чувствовала свое полное одиночество. Она поняла, что никто не придет ей на помощь. Нет никаких сведений, что Карл VII как-то пытался вызволить спасительницу Франции из плена. И Жанна отреклась. Однако, в последнее время специалисты высказывают сомнения, действительно ли Жанна д'Арк произнесла формулу отречения. Судя по всему, записи судебного процесса, в которых упоминается этот акт покаяния является фальсификацией.[14]Источники требуют дальнейшего внимательного изучения и возможно удастся доказать, что Орлеанская Дева не была сломлена ни тяготами заключения, ни болезнью, ни страхом костра. Отречение Жанны-Девы, настоящее или сфальсифицированное, было необходимо англичанам для достижения политической цели. Теперь они могли всенародно заявить, что Карл получил корону из рук ведьмы, а никакой не Божьей посланницы. Оставалось только казнить девушку. После отречения Жанну спровоцировали, и в знак протеста, она снова надела мужской костюм (а один из пунктов обвинения состоял в нарушении запрета женщинам носить одежду, неподобающую их полу). Это было расценено как впадение во «вторичную ересь». И Жанну приговорили к смертной казни.[15]

Жанна д'Арк была сожжена 30 мая 1431 года на городской площади в Руане.[16]Существует легенда, что огонь не тронул храброе сердце Орлеанской Девы.



[1]Люблинская А.Д. Жанна д'Арк // Средние века. 1962. Вып. 22. С. 180-192

[2]Таньшина Н.П. Жанна д'Арк. Подлинная история Орлеанской Девы. – М., Аст-Пресс книга, 2015.

[3]Таньшина Н.П. Жанна д'Арк. Подлинная история Орлеанской Девы. – М., Аст-Пресс книга, 2015.

[4]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003

[5]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015.

[6]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003

[7]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003

[8]Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. – М., Евразия, 2003

[9]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015

[10]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015

[11]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015

[12]Райцес В.И.Процесс Жанны д'Арк . М.,Наука, 1964

[13]Райцес В.И.Процесс Жанны д'Арк . М.,Наука, 1964

[14]Люблинская А.Д. Жанна д'Арк // Средние века. 1962. Вып. 22. С. 180-192

[15]Райцес В.И.Процесс Жанны д'Арк . М.,Наука, 1964

[16]Басовская Н.И. Жанна д'Арк: два года перед бессмертием [текст лекции]//Лекторий “Прямая речь”, 2015


История Средневековье франция

Ksushe4ka

8 мар 2019 в 12:57

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (2)
Anna_Kirillova

8 мар 2019 в 13:13

грустный конец, еще раз доказывает, что в жизни хэппи-эндов не бывает, а все политики - алчные и предатели
Ekaterinka23

9 мар 2019 в 16:13

какая же все-таки сильная девушка!