Что подростки думают о полиции, чиновниках, родителях и учителях

Чиновники и полиция — явные антигерои, родители — скорее, положительные персонажи, а в категории «все сложно» одноклассники и учителя. Такими старшеклассники видят представителей значимых социальных групп, показал опрос 7 тысяч российских школьников от 14 до 18 лет. В исследовании участвовали городские и сельские подростки из разных регионов. Респондентов просили охарактеризовать представителей ряда социальных групп. Из большого списка качеств (или дескрипторов) школьники выбирали наиболее подходящие. Оценки подростков оказались вполне единодушны. Так, полиция и чиновники воспринимаются негативно: респонденты подчеркивали их отчужденность и несправедливость. Родители — почти безусловный позитив. Школьное окружение выглядит пестро, что, видимо, соответствует правде жизни. Одноклассники — веселые, но ленивые и завистливые. Педагоги — требовательные и умные, хотя много ворчат. Оценка здесь, по сути, дана изнутри: в этой среде школьники находятся постоянно. Зато с полицией и бюрократами большинство не сталкивались, поэтому судят об этих социальных группах, исходя из стереотипов.

Полиция: холод и власть

Правоохранители в глазах респондентов выглядят непривлекательно. По мнению школьников, они жестоки (57% опрошенных), злы и подозрительны (по 51%), властны и несправедливы (по 48%). Другие эпитеты из топ-10 не лучше: полицейские — холодные, наглые, озлобленные, полагают 46-47% выборки. Среди самых редких качеств — веселость и чуткость (по 11%), скромность, мудрость и аккуратность (9-9,5%). Впрочем, чиновники в сознании подростков еще менее симпатичны.

Чиновники: ложь и алчность

Вес негативных характеристик этой социальной группы еще выше. Шорт-лист их качеств таков: жадные (74% респондентов), бездушные (68%), лживые (67%), эгоистичные (62%).

Среди частых дескрипторов также — властность (61%), коварство (59%) и двуличие (57%), несправедливость и черствость (почти такие же цифры). Любопытно, что трудные подростки несколько более терпимо относятся к чиновникам. Можно предположить, что они чаще лично сталкивались с представителями этой социальной группы и менее склонны характеризовать их на основе предубеждений.

Зато подростки из общей выборки знают о функционерах, скорее, понаслышке. Репутация этой социальной группы среди школьников во многом сложилась на основе установок, транслируемых СМИ, родителями и другими значимыми взрослыми, полагают исследователи.

Одноклассники: типичные подростки

Соученики получили много нелестных характеристик. В описаниях лидируют ленивый (64%), завистливый и нерешительный (по 61%), нескромный (54%), глупый (53%), слабовольный (48%). Но на фоне негатива есть и яркий позитив, связанный с отношением к людям и к миру. Наибольший вес имел положительный дескриптор – веселый с 78% по выборке. В топ-10 вошли также любознательность (62%) и приветливость (58%). Иными словами, подростки по достоинству ценят доброжелательность и интерес к жизни. (Похожий расклад эпитетов получился и у трудных подростков. Они тоже выделяют и веселость, и лень).

Педагоги: профессиональны, но раздражительны

Учителя описаны в соответствии со своей профессией. Необходимые для нее качества у них есть, считают дети из обеих выборок. Самые популярные характеристики — требовательный (69%) и умный (59%). Среди других выделенных черт — строгость (56%), мудрость (53%) и дисциплинированность (столько же) и пр.

В то же время, свыше половины респондентов по обеим выборкам отметили ворчливость преподавателей. Это так или иначе отражает школьную реальность — определенное эмоциональное выгорание учителей, комментируют авторы.

Среди наименее встречаемых качеств — слабовольный (17%), нескромный, жадный, коварный (все по 13%) и ленивый — 9%. Но «в целом по сравнению с остальными в этой категории зафиксирован наибольший процент распространенности негативных характеристик», уточняют исследователи.

Матери: служение семье

Крайне значимой для подростков, для их психологического благополучия остается семья — источник поддержки.. В топ-10 качеств матерей входят только положительные. Причем лидируют те, что характеризуют отношение к другим людям (прежде всего к семье) или к делу, но не к себе самим. По оценкам подростков, матери заботливые, ласковые, добрые, аккуратные, семейственные, искренние (все качества набрали по более чем 80%).

Список качеств матерей в «трудной» выборке — очень похожий. Но в число главных качеств также попала авторитетность – свойство, обычно приписываемое отцам. Это не удивительно, поскольку многие респонденты этой группы — из неблагополучных семей: у них нет либо отца (что встречается часто), либо матери, дома часто происходят конфликты. В ряде случаев «родители присутствуют лишь номинально».

Отцы: контроль и доступность

Подростки из общей выборки чаще наделяли отцов положительными свойствами. Но картина здесь более разнообразная, чем в случае с матерями. Весомы дескрипторы отношения к делу (ответственный — 61%) и интеллектуальные характеристики — умный (64%). Но среди лидеров — семейственность (68%), доброта и надежность (по 67%), заботливость (65%).

Любопытно, что только общая выборка выделила авторитетность, мудрость, человечность и честность отцов (все — более чем по 60%). Респонденты, с одной стороны, акцентируют функции контроля (авторитет и мудрость), а с другой — эмоциональную доступность.

Дети из другой выборки чаще, чем остальные, говорили о равнодушии отцов.

По мнению исследователей, именно фигура отца и модель его поведения во многом определяют и поведение подростка: станет ли он трудным или нет.

#Дети #семья #Психология #Воспитание #Право #Образование

Kudinov

17 июл 2019 в 13:13

Похожие материалы
Комментарии (0)

Пока нет комментариев