Что такое goodwill и как его считают? Учитывается ли goodwill в book value компании?

Что такое goodwill и как его считают? Учитывается ли goodwill в book value компании?

Крайне интересная тема, о которой можно говорить бесконечно. Кратко пройдёмся по основным моментам.

Англ. good will – добрая воля, доброжелательность, деловая репутация.
«Гудвилл – экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании за вычетом балансовой стоимости собственного капитала). Гудвилл – это бренд фирмы, наработанные деловые связи, торговая марка, репутация фирмы в мире» (Википедия).

Многие полагают, что, покупая акции компании, они приобретают исключительно долю материальных активов компании.
Все гораздо сложнее: покупая акции компании, вы покупаете сотни тысяч часов труда сотрудников компании, которые непрерывно создают качество, доверие покупателей, деловую репутации, связи с поставщиками и сбытовую сеть, все то, что принято называть брендом и репутацией – нематериальным активом, способным иметь значительную стоимость.

Приведем пример: себестоимость автомобилей или телефонов примерно одинакова, тем не менее за премиальные изделия (известные бренды) мы платим в разы или десятки раз больше только потому, что это узнаваемый бренд.

Когда вы покупаете акции компании, в их стоимость входит не только чистые активы (оборудование, технологи и т.п.), но и деловая репутация, узнаваемость бренда, имя, сложившееся в течение многих лет или короткого периода, географическое положение и многие другие параметры, которые не имеют материального воплощения, а являются всего лишь оценкой работы компании.

Когда происходит сделка по продаже или слиянию, новому владельцу компании достается goodwill, что означает переход не только прав на компанию, но и деловых связей, например, сведений о клиентах, инфраструктуры и прочего.
В некоторых случаях размер goodwill сопоставим с величиной материальных активов компаний, например: стоимость goodwill Apple составляет около $230 млрд.

Интересно, что размер goodwill зависит и растет не только во времени; его величина во многом зависит от востребованности и уникальности продукции или услуг компании и порой goodwill вырастает за считаные месяцы. Например: Apple, Amazon, Google или Facebook. Наибольший goodwill приписывают именно компаниям технологического и IT-секторов и вряд ли кому-то удастся повторить историю успеха этих гигантов, а если будет дубль, то он не будет так интересен.

Иногда (к счастью, такие случаи редки), руководство компаний сознательно уменьшают goodwiil, проводя отрицательную, манипулятивную переоценку, тем самым показывают большие бумажные убытки.
Например, история с компанией Kraft Heinz: компания провела переоценку некоторых своих активов и брендов (Kraft, Oscar Mayer), списав в совокупности $15,4 млрд. В этой истории 2018 года пострадал Уоррен Баффет, потеряв на акциях компании около $4,3 млрд; именно тогда вышел скандальный отчет, который привел к расследованию SEC.

Формула goodwill

Goodwill = [Цена покупки компании] — [Балансовая стоимость активов] - [Обязательства]

Фактически, goodwill – это «воздух», который стоит реальных денег. Его главное качество – он приносит реальную прибыль компании.
Значение goodwill можно увидеть в финансовой отчетности (МСФО) в составе внеоборотных активов. В бухгалтерской отчётности относится к нематериальным активам.


Виды goodwill:
- отрицательный (negative goodwill) или негативный (бэдвилл, от англ. – badwill);
- положительный (positive goodwill).


Чем goodwill отличается от прочих активов компании:
- собственность или интеллектуальная собственность и узнаваемость бренда отражаются в goodwill, увеличивают или уменьшают его стоимость, т.е. любые положительные изменения компании, развитие ее технологий ведут к росту goodwill;
- компания ежегодно отражает стоимость goodwill и ее изменения в своей финансовой отчетности, это возможно при применении МСФО;
- goodwill невозможно продать, поскольку он неотъемлемая часть конкретной компании и продается только вместе с компанией или в виде пакета акций компании по рынку;
- его нельзя потрогать, увидеть, дать точную оценку, его стоимость растет вместе с ростом компании, а порой падает в случае неудач;
- goodwill не амортизируется;
- goodwill оказывает влияние на стоимость акций компании, зачастую обеспечивая более высокую прибыль, чем чистые активы при продаже или оценке компании;


Для чего нужна оценка goodwill?
Такая оценка необходима, когда происходят сделки объединения или поглощения, купли-продажи бизнеса, проводятся изменения в составе высшего руководства (оцениваются результаты деятельности руководства компании).
Чаще всего goodwill рассчитывают при выставлении компании на продажу. Именно этот показатель объясняет размер премии продавца, когда цена реализации намного превосходит объем активов.

репутация бренды

Bitkogan

26 июн 2021 в 13:59

Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев