Что такое контент-анализ?

В спектр задач отдела мониторинга современной пресс-службы входит проведение контент-анализа средств массовой информации. 

Итак, контент-анализ или «анализ содержания» можно назвать процедурой анализа всех видов текстов. Это очень важный процесс, потому как именно текст является ядром коммуникации, посредником между автором и аудиторией. 

Очень часто в оригинальной статье печатных СМИ имеются неясные символические формы, и тут главная задача специалиста – превратить данную информацию в точные количественные данные. Для того, чтобы это стало возможным, он шаг за шагом описывает процедуры кодирования.

Таким образом, контент-анализ – статистическое понятие, имеющее количественный характер, а также свойства систематизации, объективности (хотя в контексте последнего было бы логичнее употреблять термин «повторяемость»).

Контент-анализ состоит из трех основных этапов:

1) определяются единицы анализа и их машиночитаемый вид;

2) производится подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявляются взаимосвязи между ними, рассчитываются относительные индексы, например, индекс информационного присутствия или пресс-индекс, индекс эмоциональной направленности, индекс тематической активности и другие;

3) интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.

В контент-анализе существует определенная система кодирования, которая позволяет систематизировать содержимое. Эти коды помогают исследователю быстро находить, выхватывать и размещать в кластеры все сегменты, относящиеся к конкретным темам или вопросам.

А. Страусс выделяет три вида кодировки данных:

• Открытое кодирование

На этом этапе аналитик отмечает все темы, и разделяет их на категории, которые наиболее ясны и понятны. После первичного просмотра исследователь составляет список найденных тем – это и будет служить неким базисом для последующего анализа.

• Осевое кодирование

Это следующий просмотр собранных данных. Во время предыдущего этапа исследователь концентрируется на самих темах, приписывая имкодовые значения темам. В данном виде работы аналитик не задумывается над связью между топиками. В осевом же кодировании он начинает с организации предварительных концепций. Он фокусируется на выделенном наборе тем и привязывает их к контексту. То есть устанавливается логическая цепочка между главной темой текста и ее подтверждениями, которые находятся в разных частях материала.

• Выборочное кодирование.

Выборочное кодирование является заключительным этапом. Центральная тема четко сформулирована; есть список подтем, подкрепляющих основную. Темы преобразованные в категории на предыдущем этапе анализа преобразуются по-новому и становятся отправной точкой в дальнейшем исследовании.

В ходе простого контент-анализа, например, газетных статей, обычно подсчитывается количество публикаций на конкретную тему, авторы группируются по общему признаку и т д. С одной стороны, это дает минимум полезных сведений, но в то же время приводит к утрате важной информации о текстах.

Количественный анализ содержания текста лучше сочетать с традиционным описанием тематики и других аспектов исследуемых материалов. Ведь массовая коммуникация – это трудоемкий процесс, который должен быть подробно охарактеризован при сочетании обоих способов анализа.

Издатель, формируя программу деятельности своей организации выделяет группу основных задач, которые должны быть реализованы при публикации материала и отражены в нем. Задачу издателя редакция реализует в наиболее удачной форме. Эта форма делает поставленную задачу более понятной и восприимчивой для читателя. Стоит отметить, что читатель тоже квантифицируетстатью, порой даже этого не осознавая. Он различает в тексте наиболее значимые для него элементы содержания, которые не всегда являются доминирующими для издателя.

Нужно понимать, что к текстам, которые создаются органами власти, предъявляются серьезные требования и со стороны гражданского общества, и со стороны властной иерархии. С одной стороны, пресс-службы органов власти должны выдерживать необходимую строгость и четкость в подаче официальной информации, с другой стороны, неумение большой системы быстро приспосабливаться к новой информационной среде может привести к снижению интереса аудитории к потенциально важной для них информации.

Контент интересное пресс-служба

Arhan1982

29 янв 2019 в 17:11

Комментарии (2)
Chifffa

30 янв 2019 в 14:07

Познавательно, раньше не задумывался о таких тонкостях в работе пресс- службы. Убедился, что Песков для красоты ...
Hedwig

30 янв 2019 в 14:15

Знаем мы, как органами власти такие тексты создаются, в приоритете явно не донести правду