Что такое постмодерн?

Что такое постмодерн?

Что было до постмодерна?

Если существует нечто после модерна, можно предположить, что и до модерна что-то существовало. Этим чем-то является премодерн. В целом, всю историю человеческой мысли можно разделить на три категории: премодерн (традиционное общество), модерн (общество Нового времени) и постмодерн (постиндустриальное общество). 

Отличительной чертой премодерна является его неразрывная связь с Богом. Именно поэтому подход к истине является абсолютным. Существует только правда и ложь, и ничего между ними. Ведущим сектором экономики является сельское хозяйство, а в роли регуляторов социальной жизни выступают религия и традиция. При этом формами правления являются монархическая и патриархальная, а общество находится в прединдустриальном этапе своего развития. Важно понимать, что премодерн является не столько временным отрезком в истории человечества, сколько концепцией общества, которое до сих пор существует.

На смену премодерну приходит модерн. Но какие же цели он преследует? Начиная с середины восемнадцатого века, в современной европейской истории было время больших социальных, политических и экономических изменений. Произошло становление капитализма, индустриализации, новых наук. Все это стало возможным благодаря следующим идеям. 

Во-первых, это идея существования человека, как рационального, автономного индивида, другими словами ''Я'', которое думает и действует независимо от других людей. Эта идея, которая кажется нам вполне естественной и очевидной, лежит в основе всех современных социальных и политических учений. Второй основной идеей модерна является понятие разума и знания, потому как это некий путь к свободе человека и его счастью. 

Новое время отрицает все пункты своего предшественника. Во главе всего стоит человек и из религиозного общества превращается в секулярное, светское. Человек больше не является ''тварью божей'', напротив, он становится творцом. Истина становится относительной, а мораль светской. Основным регулятором социальной жизни является закон, а общество превращается индустриальное. Жажда навсегда разорвать связь с премодерном, с религией, с Богом, приводит к пику модерна, к словам Фридриха Ницше: "Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?".Под этим высказыванием немецкий философ подразумевает, что в погоне за ''совершенством'' общество потеряло всякие моральные нормы и устои. Произошел нравственный кризис человечества. Вскоре модерн исчерпывает себя и наступает эпоха постмодерна.

Эпоха постмодерна

Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие. Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы. Ведь власти нельзя доверять. 

Постмодерн пытается установить менее иерархический подход, при котором источники власти будут иметь более диффузный характер. Он опирается на недоверие истинности восприятия мира органами чувств и отрицает правду как таковую, утверждая, что сколько существует людей столько существует и истин. Форму правления в постиндустриальном обществе можно обозвать нетократией. Нетократия - некая форма управления обществом, при которой главную роль играют не материальные ценности, а обладание информацией. Так как в наше время именно информация может обеспечить человека властью над социумом. Центральным звеном постмодерна становится  уже не сам субъект, так как он ''мертв'', а его роль.
Очень важно разобраться в терминах ''постмодерн'' и  ''постмодернизм''. Постмодерн - культурная концепция, парадигма, которая заменила модерн. В то время как постмодернизм- совокупность взглядов в современной философии, искусстве, литературе, опирающихся на понятие ''новой чувствительности'', которое в свою очередь опровергает многие сложившиеся установки культуры Нового времени. Эти два термина напрямую связаны между собой и один не может существовать без другого.

Постмодернизм в философии

Философского течения, которое можно было бы назвать постмодернизмом , как такового не существует. Постмодернизм подразумевает под собой скорее умонастроение, некий определенный стиль. Большинство идей постмодернизма укладываются в постструктурализме. Постструктурализм - философское течение, основывающиеся на политической нестабильности и разочаровании в общественном прогрессе и науки.  Один из немногих философов, называвших себя постмодернистами,  Жан-Франсуа Лиотар написал целую книгу, посвященную этой теме: ''Состояние постмодерна''(1979). В данной работе Лиотар рассматривает "состояние знания в современных наиболее развитых обществах" в эпоху "постмодерна". 

В первых главах книги философ рассматривает знание в информационных обществах и выдвигает гипотезу о деформации статуса знаний в эпоху постмодерна. О представлении абсолютно нового типа рациональности, который точно отвечает информатизации общественности. Технологические же изменения в области знаний, согласно Лиотару, будут нести две функции: исследование и передача сведений. Затем Лиотар показывает нам другую проблему - легитимации знания, о которой также упоминали такие философы как Пьер Бурдьё, Мишель Фуко, Ролан Барт и другие. 

Легитимация знания - термин отражающий связь между  производством знания, его контролем и признанием в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Лиотар считает, что способ легитимации, традиционно используемый наукой становится абсолютно ненужным в условиях постмодернистского общества. Также Лиотар выдвигает тезис о языковых играх - закономерностях, которые определяют наши социальные взаимодействия и помещают нас в постоянно меняющиеся позиции и роли, зависящие от типа используемого дискурса. 

Другой  философ-постструктуралист Ролан Барт написал эссе "смерть автора", которое является ключевым как для постструктурализма, так и для постмодернизма. Ведь можно сказать, что одним из базисов постмодернизма является тезис о трех смертях: о смерти Бога, о смерти субъекта и о смерти автора. В своем эссе Барт критикует чтение и критику, которые опираются на личности автора. Ведь ничто не должно менять восприятие читателя. Политические и религиозные взгляды автора, сексуальные предпочтения, этническая принадлежность - все это должно отпасть на момент чтения. 

Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что ''текст-ткань из цитат'', которые взяты из ''бесчисленных центров культуры'', а не из персонального опыта одного лишь человека, автора. 

Барт задается вопросом возможно ли выделить в тексте именно то, что пытался вложить туда автор? Барт сам дает ответ на этот вопрос - нет, невозможно. С каждым новым прочтением, с каждым новым взглядом на текст мы находим все большее количество новых идей и смыслов. В конце Барт упоминает о так называемых ''автоматических письмах''- когда автор создает нечто, сам не подозревая этого, к нему в голову просто приходит некая идея, которую он сразу же записывает, а лишь потом анализирует. И как в данном случае можно связывать автора с его трудами?

Фредерик Джеймисон (американский литературный критик и теоретик марксистской политической системы) в своем труде описал постмодернизм, как ''процесс спатиализации культуры под давлением организованного капитализма''. В своей работе ''Постмодернизм и общество потребления'' Джеймисон рассуждает о двусмысленности постмодернизма, концепции охватывающей многие, если не все, средства массовой информации. Джеймисон уточняет, что постмодернизм - реакция на высокий модернизм. Автор рассуждает о ''пастише''- некой имитации, некой иронии, негласной основе постмодерна.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности концепции постмодерна в нашей жизни. С одной стороны, наше общество превратилось в общество потребления. В нем больше нет четкости и определенности, на смену им пришли аморфность и размытость. Одна сплошная ошибка нарратива. Нас настиг виртуальный капитализм - главное знак, а не товар. В нашем мире виртуальность превращается в реальность. 

Согласитесь, все это звучит довольно пессимистично. Но, с другой стороны, эпоха премодерна, как и модерна, несет в себе не меньше разрушения, как морального, так и физического. А может мы и вовсе живем в эпоху постпостмодернизма? Или же метамодернизма? На эти вопросы нет однозначного ответа. Ведь все относительно...

постмодерн Философия интересное История

Abrakadabra

8 фев 2019 в 14:00

Оставить комментарий
Комментарии (3)
Chifffa

8 фев 2019 в 14:06

Какие-то утопичные вопросы у нас пошли)
Ekaterinka23

10 фев 2019 в 2:46

сложно) философия
kabirin

10 фев 2019 в 5:05

Хорошо