Искра жизни: автор, произведение, читатель

Искра жизни: автор, произведение, читатель

3 марта в мире отмечают День писателя

Когда вы берете с полки новую художественную книгу или закачиваете в смартфон текст, вы точно не знаете, как именно будет развиваться история персонажа, какие испытания ему подготовил автор. Но вы полностью уверены, что прочтение книги, которую вы выбрали не пройдет для вас бесследно. За что же мы так любим литературу?

Литература родилась не в тот день, когда из неандертальской долины: с криком «Волк, волк!» — выбежал мальчик, а следом и сам серый волк, дышащий ему в затылок; литература родилась в тот день, когда мальчик прибежал с криком: «Волк, волк!», а волка за ним не было. В конце концов, бедняжку из-за его любви к вранью сожрала-таки реальная бестия, но для нас это дело второстепенное. Между настоящим волком и волком в небылице что–то мерцает и переливается. Этот мерцающий промежуток, эта призма и есть литература.

Владимир Набоков

Мифологическое сознание древнего человека порождало чудовищ. Он стремился объяснить окружающий его мир посредством историй. Вот при ударе молнии загорелось дерево – это локальный божок решил погреться у живого огня. Вот умер родственник – его душу похитил местный демон и заключил навеки в камень. Фантазия у людей всегда была что надо. С развитием технологии и науки стало понятно, что мир гораздо сложнее, чем кажется и так просто его уже не объяснить. Но привычка пропускать реальность через свое сознание у людей осталась. Самые лучшие и наблюдательные становились авторами, которые создали живопись, музыку, и конечно, литературу.

Написанное слово, одно из самых сильных инструментов для путешествия во времени. Потому что оно скрывает в себе колодец смыслов. Погружаясь в этот колодец, человек ловит не просто флешбеки из других эпох, а переживает на физическом уровне опыт персонажей. Это, кстати, доказано современными учеными. Читая описания запахов, ваш мозг не просто произносит слова – он задействует зоны, которые отвечают за восприятие ароматов. Поэтому вы отчетливо можете почувствовать запах кофе, ландыша или человеческого пота и гари. То же самое происходит и с описанием звуков, текстур. Слово взывает к вашему опыту и заставляет проживать книгу страницу за страницей.

У руля этого невероятного путешествия стоит, конечно, писатель. Человек-медиум, человек-зеркало. Человек, стоящий на границе мифа и реальности. Он восприимчив к кодам, которые были накоплены за всю историю культуры. Именно из них при помощи слов писатель создает ткань текста, к которому прикоснется разум читателя. В момент контакта произойдет магия отождествления, вспыхнет искра новой жизни.

Читать книги легко. В каждом человеке заложены те же самые культурные коды, что использовал писатель. Это как паззл с картинкой-подсказкой – у вас в руках есть элемент с определенной вырубкой и ему нужно найти свое место. Когда место найдено и деталь точно встроилась в картинку происходит катарсис. Оп! – и вы получили заряд эйфории от прочитанного текста. Это и делает читателя соавтором произведения, которое он читает.

Наверняка у вас есть произведения, которые вас сильно зацепили в свое время. Для меня это был «Град обреченный» Стругацких, «Облачный атлас» Митчелла, «Американская трагедия» Драйзера. Мною прочитаны сотни книг, и они живут во мне каждый день. Поделитесь в комментариях своими сокровищами. Ведь...

В конце концов, мы все превратимся в рассказы.

Маргарет Этвуд

С любовью, Варвара

книги писатель читатель литература слово

barbara

3 мар 2021 в 18:52

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев