Истуканы острова Пасхи

Истуканы острова Пасхи

До сих пор в СМИ и не самой научной литературе продолжают мусолить тему «загадочных» истуканов острова Пасхи. С какой целью это делается? — В этом заинтересована туриндустрия, и сами островитяне. С тайнами и мистикой этот клочок земли становится в разы привлекательнее. Вот туда и нарастает поток туристов. А местные работают в сфере их обслуживания; после того, как у них построили нормальную инфраструктуру, наконец, могут сыто и спокойно жить (чего не могли позволить себе столетиями), постепенно растворяясь среди призжих чилийцев с материка.

А ведь в изготовлении, перемещении, и установке этих скульптур ничего неясного практически уже и не осталось. Всё уже давно исследовано, испытано, и документально зафиксировано. Уже в 1950-е годы разобрали основные моменты. Был такой замечательный учёный Тур Хейердал, вечные ему почёт и уважение. Ради доказательства одной своей теории не побоялся, между прочим, на маленьком плоту, со товарищи, пересечь Тихий океан.

В 1955 году прибыл на остров, и это многое расставило по местам. ВНЕЗАПНО, выяснилось, что у местных-таки остались навыки и умения. И в плане того, как выдолбить статуи, и как дотащить до места установки, и как поднять. Это было заснято на плёнку, и описано в знаменитой книге «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи".

1) Как их выдалбливали? — В каменоломне, каменными молоточками. Потихоньку, понемногу. Времени у жителей острова было много, внешняя экспансия не угрожала, по причине их изоляции от внешнего мира (почти, но об этом чуть ниже). Наносили трафарет, и методично выстукивали. Прежде всего, в каменоломнях вулкана Рано Рараку. Но по-видимому, были и некоторые другие.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось (выяснил Т.Хейердал), что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

2) «О-о-о-о! Ну они ж такие нереально тяжёлые!!!»

Ниже мы приведём сведения, какие можно посмотреть спокойно у тёти Вики, но ведь даже туда многим влом заглянуть…

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт. Между тем, большинство истуканов, именуемых «моаи» (834, или 95 %) вырублено в крупноблочном тахилитовом базальтовом туфе или туффите. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 — из трахита; 17 — из красной базальтовой пемзы вулкана Охио в бухте Анакена и из других месторождений; 13 — из базальта; 1 — из муджиерита вулкана Рано Као. Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи действительно изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеют вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

3) «Ну а без кранов-то, и всякой техники, как они их доставляли к месту и устанавливали?!»

На самом деле, примитивнейшим простым способом.

Если вам надо приподнять тяжёлый сундук, то можно подпихнуть узенькую дощечку, потом ещё одну, и уже образуется щель между ним и полом. Так вот, местные подкладывали камешек за камешком, помогая палками.

По просьбе Тура Хейердала группа туземцев воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.

Истуканы острова Пасхи

То, что не выяснил учёный во время первой экспедиции было то, что местные говорили, что якобы статуи сами шли к месту установки. Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении.

4) «А как же теории насчёт расы гигантов, или застывших лемурийцев?! Ведь тут вроде по Рен-ТВ, или ещё где…» Это - АХИНЕЯ! Надеемся, после вышеприведённого материала любой здравомыслящий человек поймёт.

А ТЕПЕРЬ НАКОНЕЦ-ТО НАСТОЯЩИЕ ЗАГАДКИ

Спрашивается: а зачем вообще местным потребовались эти истуканы? И почему в один момент их вдруг резко перестали изготавливать, и многие статуи так изабросили на месте.

Ну то есть религиозный подтекст несомненен. Но ведь другим полинезийцам не очень-то свойственны были такие истуканы.

Для начала, чтобы соориентироваться, как географически вычленить Полинезию от Микронезии и Меланезии. Так вот, Полинезия — это такой треугольник в Тихом океане. Крайние точки: Гавайи, остров Пасхи, и Новая Зеландия.

Истуканы острова Пасхи

Полинезийцы прибыли на остров во главе с легендарным вождём Хоту Матоа, откуда-то из восточной Полинезии, возможно, с Мангаревы. Не от хорошей жизни, естественно. Это достаточно хорошо помнят в метсных легендах и сказаниях. А вот когда они прибыли? Здесь у учёных возникают споры.

Но главное: были ли истуканы изначально изготавляемы потомками переселенцев того Хоту Матоа, или стоит принять во внимание теорию двух рас, которые обитали на острове. Её и придерживался Тур Хейердал.

Сами местные помнят разделение на «длинноухих» и «короткоухих». По данным недавних лингвистических исследований верный перевод названия племен «ханау момоко» — «каста тонких» и «ханау ээпе» — «каста дородных». Тем не менее, уши «длинноухие» действительно удлиняли, что, отражено в скульптурах и, между прочим, соотносится с некоторыми обычаями народов Южной Америки. Вроде как, эти «длинноухие» имели гораздо более светлый оттенок кожи (и светлая кожа в дальнейшем считалась на острове более почётной). Именно «длинноухие», которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, воздвигали моаи, и «короткоухие», занимавшие подчинённое положение, по-видимому, использовавшиеся в качестве рабочей силы.

В конце концов, полинезийскому «короткоухому» (или «тонкому») большинству это надоело. На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Т.Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.

У тех «длинноухих» остались потомки. Они имели более светлый оттенок кожи, чем остальные местные. К ним принадлежал мэр острова Педро Атан (похожий, по утверждению Т.Хейердала, на Гитлера). Именно его родственники, в первую очередь, помогли на работах по установке статуи, и обладали необходимыми знаниями.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабсилы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и «совсем белых», и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев. К середине XIX века жизнь на острове была сущим адом, и состояла, в основном, из межклановых войн, одной из целью которых было получение человеческого мяса.

Да-да, и индейцев! Есть гипотеза о пребывании в 1480-х годах на тихоокеанских островах (возможно, это остров Пасхи) флота инков под командованием десятого Сапа Инки Тупака Инки Юпанки. По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа, в эпоху правления Тупака Инки Юпанки у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они (возможно, даже Тупак Инка Юпанки лично) достигли каких-то островов в Тихом Океане. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа; развалины Аху Винапу, построенные в классическом стиле архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы; а также тот факт, что тотора, произрастающая в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова Пасхи она растёт только в озере Титикака. Данная гипотеза имеет своё подтверждение в обнаруженной в крови современных рапануйцев ДНК жителей Южной Америки.

В пользу того, что население острова было не чисто полинезийским, а имело мощное влияние ещё откуда-то, говорит и факт существования письменности «Ронго-ронго». А ведь больше никому из полинезийцев она (как и письменность вообще) не была знакома.

Оговоримся сразу, теорию Т.Хейердала (насчёт заселения) отнюдь нельзя считать непогрешимой. К концу жизни он особенно уверовал в свою глобальную картину переселения некой могучей белой расы со Старого континента через Атлантику, и далее до острова Пасхи. В советские времена к этому особенно цеплялись, намекая на расизм. Между тем, при некоторой абсурдности генеральной идеи, учёному удалось доказать то, что трансокеанские плавания осуществлялись задолго до Колумба, на довольно примитивных, с ТЗ современности, плавсредствах.

По представлениям рапануйцев, получается, что позже прибыли как раз «длинноухие/дородные».

Согласно рапануйским легендам, собранным Себастьяном Энглертом, ханау-ээпе приплыли на остров Пасхи во время правления арики Ту’у Ко Ихо. Поселившись в Ханга-Нуи на полуострове Поике, они впоследствии заселили всю восточную часть острова, а вулкан Рано-Као стал границей между двумя народами. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, представители ханау-ээпе женились на представительницах ханау-момоко.

Сначала «длинноухие» жили в мире с представителями «короткоухих», но из-за увеличения численности ханау-ээпе, более высокой культуры они впоследствии подчинили представителей ханау-момоко, чем вызывали ненависть со стороны последних.

Однажды ханау-ээпе приказали ханау-момоко выбросить в море все камни на острове: они хотели отвоевать у воды часть суши. Однако «короткоухие» отказались это делать, сославшись на то, что остров был открыт Хоту-Мату’а, который был ханау-момоко, а значит, весь Рапа-Нуи принадлежал им. «Длинноухие» сильно разозлились. Так началась война между двумя племенами.

Некоторые учёные нашли в культуре рапануйцев ещё и меланезийский след.

Итак, нет никакого сомнения, в том, что истуканы острова Пасхи - дело рук человеческих, и притом не яляются чем-то необъяснимым в плане технологии.

А вот какие люди их изготавливали, откуда они прибыли, и когда; история их взаимооотношений — вот главные загадки этого затерянного среди Тихого океана клочка земли!

Истуканы История остров пасхи

Nadya

10 апр 2019 в 17:11

Оставить комментарий
Комментарии (3)
Abrakadabra

11 апр 2019 в 10:58

Когда читал, гипер захотелось путешествовать 🤩
Anna_Kirillova

11 апр 2019 в 20:35

у меня одной от них мурашки по коже?
MaksimPogorelov

12 апр 2019 в 23:06

у меня тоже (только тссс)