Не провести ли нам чемпионат мира по честной игре?

Много лет на разных форумах, совещаниях, конференциях мы рассуждаем о степени привлекательности российской юрисдикции для бизнеса. Разговариваем о том, какие детали подправить, чтобы привлекательность эту повысить.
Но если включить режим бескомпромиссного мечтателя, то ответ всплывет на поверхность сам собой. Чтобы российская юрисдикция стала действительно привлекательной, нужна честная игра государства с бизнесом. С правилами, которые одинаковы для обеих команд. Давайте назовем вещи своими именами. Несмотря на то, что новая история России насчитывает без малого три десятка лет, предприниматели пока что так и не стали полноценными, полноправными участниками ее развития.
Вот когда речь идет о кредитовании граждан, используется хорошая формулировка – «заведомо более слабая сторона». Имеется в виду, что гражданин – клиент банка - менее подготовлен к перипетиям финансовых отношений, и поэтому закон должен защищать его интересы с удвоенной силой. Но ведь подобная формулировка в условиях реальной России очень хорошо подходит и к отношениям предпринимателя и чиновника! Наша игра – это преимущественно игра в одни ворота.
Я шесть лет омбудсмен, отслеживаю ситуацию в развитии. Знаете ли вы, что с 2002 года в КоАП было внесено почти шесть сотен изменений, в часть вторую Налогового кодекса – почти пять сотен? С каждым годом законов, приказов и распоряжений, которые регулируют деятельность малого и среднего бизнеса, становится все больше. Слава Богу, сейчас правительство взялось разгребать и сокращать огромные завалы контрольных требований: они лежат на плечах бизнеса слишком уж непосильным грузом.
Посмотрим на судебную систему. Есть в УПК такой принцип преюдиции. Он хорошо понимается на примере: если арбитражный суд подтвердил правоту бизнесмена в хозяйственном споре, то его нельзя за те же самые действия привлекать к уголовной ответственности. Сколько раз мы видели нарушения этого принципа! Вместо него следователи применяют другой подход – «ты виноват уж в том, что хочется мне кушать».
Это уголовное судопроизводство. Но предпринимателям не легче и в арбитражах спорить с государством или муниципалитетами. Даже если бизнесмен выиграл такой спор, это совсем не значит, что его моральное удовлетворение перерастет в материальное. Служба судебных приставов по факту взыскивает лишь пятую часть тех денег, которые предпринимателям полагаются в качестве компенсаций от государства.
В госзакупках тоже все не гладко. Генпрокуратура помогает бороться с задолженностью по исполненным контрактам, но проблема продолжает оставаться очень острой. А в последнее время экономические отношения с государством стали для бизнеса еще и опасными: участие в госзакупках становится для бизнеса «отягчающим обстоятельством», суды по этой причине не признают предпринимательский статус участников уголовных дел, и не распространяют на них, например, действующий запрет на предварительное заключение под стражу.
Эту тему можно продолжать и продолжать. Я не сказал о контрольно-надзорной деятельности и ее бесконечным валом проверок, замаскированных под другими названиями (мониторинги, рейды и прочее). Не сказал о завышенной кадастровой стоимости недвижимости и налогах, которые от нее высчитываются. От трудностях с выкупом арендуемого муниципального имущества, с размещением нестационарных торговых объектов, и так далее, и так далее.
Возвращаемся к началу. К правилам честной игры. Как должно быть? Законы в сфере предпринимательской деятельности нужно принимать не чаще одного раза в год, пакетом, с обязательным переходным периодом, чтобы все успели подготовиться.
В госзакупках можно использовать эскроу-счета: оплата контракта резервируется на таком счете, и исполнитель получает ее только после подписания акта.
В судопроизводстве нужна обоюдная ответственность сторон. Ущерб, который силовики наносят бизнесу неправомерным преследованием, должен компенсироваться, а конкретные исполнители должны нести личную ответственность. В Уголовном кодексе есть хорошие статьи – за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, за незаконное возбуждение уголовного дела, только вот на практике их почти не применяют.
Ответственность чиновников нужна за любые нарушения – за неисполнение судебных решений, за задержку оплаты контракта, за нарушения регламента проверки.
Вот это и есть честная игра. Тогда и бизнес проявит сполна все свои возможности для развития государства, развития общества. А этих возможностей много.
22 янв 2019 в 15:24
22 янв 2019 в 15:30
23 янв 2019 в 18:29
24 янв 2019 в 10:44
24 янв 2019 в 17:44
24 янв 2019 в 9:08
24 янв 2019 в 10:44