Правовые аспекты аккредитации

Правовые аспекты аккредитации

Несмотря на всю развитость современной правовой системы, до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия аккредитация. Чаще всего под аккредитацией понимается система, определенный набор правил и процедур, с получением которых журналисты получают некоторые преимущества.
В случае такого подхода раскрывается практическое содержание понятия аккредитации. При рассмотрении сути аккредитации важным является тот момент, что предоставленные аккредитацией привилегии предоставляются журналистом с целью реализации права современного общества на свободу получения информации.

Получается, что аккредитация нацелена не на защиту прав журналистов, а на защиту свободного информационного доступа. Правоведы акцентируют внимание на том, что главная цель аккредитации – поддержание права общества на доступ к информации, а не на признание преимуществ определенных слоев населения, в частности представителей журналистики.

Вольный доступ к информации, ее свобода – это одно из фундаментальных прав человека. Она выступает в роли главного критерия всех других свобод, реализацию которых поддерживает Организация Объедененных Наций. Такой вывод делается из резолюции 59, которую Генеральная Ассамблея ООН подписала в 1946.Во всех других документах ООН данное понятие раскрывается с точки зрения возможности повсеместно собирать и публиковать информационные данные. Свободный доступ к информации находится в тесной связи с правами на свободу высказывания своего мнения.

 Получается, такое право имеет международный характер и является важной правовой основой для работы корреспондентов, которые выполняют свои профессиональные обязанности за рубежом.

Рассматривая данное понятие через призму международных положений, право на выражение своего мнения не может быть абсолютным. Допускаются случаи его ограничения, однако они не должны выходить за рамки статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и второй части статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека. Исходя из данных правовых актов, ограничение свободы мнения допускается в разрезе таких случаев:

* такие ограничения должны быть сформированы в законодательстве;

* они должны преследовать законную цель;

* их присутствие должно быть необходимым в демократическом обществе.

Напрашивается вывод, что с точки зрения международных стандартов аккредитация – это не что иное, как набор схем или пропусков. В разрезе журналистского права аккредитацию можно считать приемлемым инструментов регулирования работы иностранных корреспондентов. Различия между пониманиями сущности аккредитации незначительны. В случае, когда аккредитация рассматривается как система пропусков, внимание сфокусировано на практическом применении данного понятия. В границах другого подхода, более значимое внимание уделено рассмотрению прав журналиста.

Страны, которые являются членами ОБСЕ по отношению к аккредитованным корреспондентам, возложили на себя ряд обязательств, которые позволяют таким корреспондентам упростить процесс получения официальных документов на пребывание в другом государстве. Данные права зафиксированы в Хельсинском Заключительном акте. Ряд обязательств подобного рода прописан также в Итоговом документе Венской встречи.

В общем виде страны, которые являются участниками ОБСЕ, возложили на себя определенный ряд обязательств относительно получения журналистами доступа к информации, которые не зависят от того, есть ли у корреспондентов аккредитация или отсутствует. Основные из этих обязательств:
* Быстро принимать решения, в случае когда возникает ситуация с отказом в аккредитации. Данная норма зафиксирована Итоговым документом Мадридской встречи;

​​​​​​​
* Создавать максимально комфортные условия для перемещения иностранных корреспондентов на территории стран, которые являются участницами ОБСЕ. Исключениями могут быть закрытые места, исходя из соображений безопасности. Данное положение регулируется нормами Хельсинского заключительного акта и Итогового документа Мадридской встречи;

* Формировать условия, в которых будет возможно общение с информационными источниками, в том числе и с государственными должностными лицами. Данное требование закреплено в Хельсинском заключительном акте, в Итоговом документе Мадридской встречи, Итоговом документе Венской встречи;

* В Итоговом документе Венской встречи прописано требование относительно предоставления информации в разрезе практических вопросов, таких как особенности ввоза, жилье, налоги т.д. Данная информация предоставляется по запросу;

* Разрешать ввоз технического оборудования, необходимого для работы корреспондента. Обязательным условием для предоставления данного требования является последующий вывоз данного оборудования. Данная норма закреплена в Хельсинском заключительном акте;

* В Итоговом документе Венской встречи прописано требование к уважению потребностей корреспондентов в профессиональной конфиденциальности.

В связи с быстрым развитием технологий определенные требования ОБСЕ к работе иностранных корреспондентов могут показаться несколько устаревшими. Так, допустим, в Хельсинском заключительном акте прописано, что корреспондент получает право ввоза необходимого технического оборудования только при условии его последующего вывоза. Другим примером может служить положение Итогового документа Мадридской встречи, позволяющее журналистам иметь с собой справочные материалы, включая личные заметки и досье, «которые будут использоваться строго для их профессиональных целей».

Эти положения должны быть переосмыслены в свете современных реалий, поскольку в настоящее время персональные устройства часто используются для профессиональных целей. Персональные устройства могут содержать большое количество информации, касающейся как профессиональной деятельности, так и частной жизни. Вышеизложенные положения не могут запрещать журналистам провозить какие-либо технические устройства, оборудование или материалы на территорию иностранного государства. В противном случае данные положения будут противоречить международным стандартам в области права на свободу выражения мнений, а также целям и задачам ОБСЕ.

Таким образом, напрашивается вывод, что согласно нормам ОБСЕ, для работы иностранных корреспондентов аккредитация – это не обязательное условие. В то же время, получение аккредитации важно в тех случаях, когда она нужна корреспонденту для того, чтобы он мог получить определенные дополнительные привилегии.

право аккредитация интересное

Hedwig

11 фев 2019 в 18:44

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев