Сталина на нас нет

Сталина на нас нет

Пора сделать coming out и не держать это в себе более. Говорят, так эпилептики чувствуют момент приближения приступа (надо будет у них спросить, точно не знаю), а аквариумные рыбки чувствуют приближение землетрясения. А я чувствую, что скоро – тоже в порядке приступа – начну периодически истошно орать: «Сталина на вас нет!» И потом бежать записываться в сталинисты, ну или еще в какие-нибудь фанаты авторитаризма. А тому, кто будет говорить про демократию и что «народ должен сам решать», у меня будет возникать непреодолимое желание выбить зубы. Кажется, так теперь это называется, когда оппонент претендует/разевает рот на несбыточное. Нет, не надо нам никакой демократии, особенно той самой, которую проповедовал еще Солженицын, – типа общинной, низовой, муниципальной и прочей ерунды. Не про нас этот сказ.

И правильно начальники не дают муниципалам никаких денег и полномочий, держа за «демократическую мебель» и низведя до нуля. И правы, получается, те, кто говорят, что, мол, не доросли мы ни до какой демократии, кроме суверенной и управляемой.

Нам надобно, чтобы комиссар с наганом, парторг с ячейкой штатных активистов на окладе, полицейский с протоколом и дубиной, а ему в помощь братки с железными кулаками. И настанет тогда тишь да благодать. Надо чтобы как раньше: поставил председательствующий вопрос на голосование – и все в едином порыве поднимали бы руки «за». А когда для проформы спрашивали бы: «Кто против? Воздержался?» – то небрежно брошенный в зал взгляд не замечал бы ни одной поднятой руки, даже если она там бы и была, поскольку кто-то просто забыл опустить руку «за». Потому как если ты пошел тогда против коллектива, то рано или поздно забредешь в места не столь отдаленные. И люди это понимали.

«Автор либо сбрендил, либо издевается, либо провокатор», – подумает тут читатель.

На что я вам так скажу. А вы сходите на какое-нибудь собрание «собственников жилья», СНТ, ТСЖ и им подобные. Или загляните в какой-нибудь общий чат подобного рода. Первое же впечатление будет: эти люди никогда ни о чем не смогут договориться в принципе. Потому что нельзя ни о чем договориться в формате птичьего базара. Кроме разве что нижайшего обращения к начальству (властям) с требованием что-нибудь запретить: приезжим – жить рядом, собачникам – гулять с собаками, посторонним ходить по двору и особенно там парковаться, коммерсантам – обустраивать какое-нибудь заведение. Причем любое. Что тихое, что шумное, что развлекательное, что просветительско-образовательное или оздоровительное. Потому что лучше ничего не менять и не надо нам ничего от слова «совсем». Общие чаты (родительские, СНТ/ТСЖ и пр.) – это по большей части склоки, брань и бесконечные подозрения в адрес правления/председателя, а также рекламный спам и разные благости не по теме вроде поздравления с Вербным воскресеньем.

Доминирующее настроение во всех этих «общинах», прости господи, это – «ничего никому не надо». Величайшая проблема для всякого такого, с позволения, сказать, самоуправления – это собрать кворум. Спасительный вариант – заочное голосование, но и в этом случае со стороны всех этих собственников/членов величайшим одолжением с их стороны будет сам акт заполнения двух-трех страничек А4 путем простановки крестиков и подписей. Не всегда наши люди справляются и с этой задачей. Потому что пофиг. Всем и на все.

Сподвигнуть на «низовую активность» нашего человека могут разве что какие-то чрезвычайные свирепые дикости со стороны начальства. Как то: снос дома/дачного поселка под ноль без компенсации, обустройство прямо под боком радиоактивной свалки, потому как не всякая обычная свалка поднимет с дивана обывателя-богоносца. Отключение на долгий срок воды/электричества или отопления зимой.

Неубранный и неустроенный двор, превращенный в помойку, изношенные в хлам инженерные коммуникации, если речь, скажем, идет о самоуправляемом поселке, ни на какие действия среднего нашего обывателя не подвигнут. В том числе потому, что он живет со священной верой в то, что ему кто-то что-то должен (те же власти), причем желательно на халяву. Любые активисты-общественники, как правило, вызывают злобные подозрения. Потому как, мол, не может наш человек работать на энтузиазме, не может быть у него альтруизма, наверняка он «что-то с этого имеет». Но мы ему, гадами будем, не дадим, и пусть нам же будет хуже.

Однако моя знакомая, напитавшись этого энтузиазма еще с советских времен, подрядилась поработать председателем совета дома (это бесплатная, хотя довольно хлопотная работа). Сама эта форма самоуправления, на мой взгляд, довольно беспомощная (нет юрлица, нет никаких полномочий и прав), но она дает возможность оказывать некое хотя бы коллективное давление на всемогущих жилищников, вход к которым теперь будет построже, чем в парламент ельцинских времен, да и манеры общения там теперь соответствующие. Так вот ей соседи звонили даже с требованием поменять лампочку на лестничной клетке (хотя если самому в лом, то есть диспетчерская). За все восемь лет ее работы ни разу не удалось собрать собрание даже собственников жилья. Даже для решения вопроса установки шлагбаума – не приходил тот самый г-н Кворум. При том что городские власти в Москве дают, говорят, какие-то субсидии на это дело. Людям пофиг на все – на неубранный двор, на плесень в подъездах, на полуразбитые окна на лестничной клетке, из-за чего идет утечка тепла и повышается за него общедомовая плата. Когда раздавали по квартирам опросные листы с целью узнать, чего хотели бы жители дома (бесплатно, за счет города, заметим), то их вернули процентов 20. Из которых меньшая часть написала хоть что-то внятное. Остальные ограничились пожеланием типа «лифт иногда ломается, надо, чтобы не ломался».

Есть, как правило, рядом лишь несколько общественников старой закалки, которьзцым «больше всех надо» и которые периодически осаждают заплывшее при таком смиренном народце добром, баблом и жиром начальство. Такие обычно считаются городскими сумасшедшими.

В другом доме наблюдаю такой же пофигизм, даже когда дело дошло до капремонта. Надо было высказать некие конкретные пожелания на предмет того, что чинить, а что не трогать (каковые пожелания, надо заметить, имеют определенное значение, их учитывают и могут перераспределить выделенные деньги). И тоже г-н Кворум не явился с первого раза, а со второго с большим трудом. Компания-подрядчик напортачила, да и свалила, не доделав половину. Опять всем пофиг, кроме группы «городских сумасшедших».

Но боже мой, какая невыносимая вонь начинается, когда речь идет о сборе денег хотя бы на что-то общее! В прошлом году приняли закон о самообложении граждан, которое худо-бедно, говорят, работает на региональном уровне (в основном в Кировской области и Татарстане, хотя Минфин утверждает, что практика распространена по 35 регионам и что в 2019 году собрали таким образом 287 млн рублей, из которых 246 млн таки в Татарстане). Теперь можно проводить сход для принятия такого решения не только для отдельного муниципального образования, но и его части. Да хоть бы и жителей одного дома или подъезда. Для решения сугубо местного вопроса, который, по идее, касается всех местных. Дороги, детские площадки, прочее благоустройство.

Можете бросаться в меня мокрыми тряпками, но я так скажу: ничего это как массовое явление работать в нашей стране не будет. Почему? А потому что вот что вы услышите на таком сходе (который еще собрать надо суметь – у нас люди если и собираются для чего конструктивного, то из-под палки): а почему это я должен платить, пусть платит государство за «мои налоги», а мне это лично не надо, пусть платят те, кому надо. Помню, как собирали деньги на лифт в нашем подъезде (очереди на замену городом ждать было долго, а он ломался каждый день): половина сказала, что лифтом не пользуется и деньги сдавать не будет. Разумеется, катаются все.

Почему это работает в Татарстане? Во-первых, потому что в Татарстане. Другие культурно-исторические традиции общинной, горизонтальной солидарности. Я уверен, что и «на уровне синагоги» этот принцип работает тоже очень даже неплохо. Вы меня поняли. Во-вторых, там это распространено в основном в малых населенных пунктах, где все друг друга знают. В-третьих и в-главных, приходилось читать в пабликах, что на практике местное начальство давит на людей, чтобы «самооблагались», поскольку это верный метод пополнить скудный местный бюджет, чтобы профинансировать что-то полезное. И тут важно отметить, что в том же Татарстане (да и не только там) местные власти добавляют 4 рубля на каждый сданный населением рубль в процессе самообложения на те или иные цели. Например, сдали люди по 1000 рублей на новую дорогу, а власти добавили еще по 4000 на каждую штуку. Что-то в этой схеме явно не столь альтруистично, как кажется. И это ведь не самообложение в чистом виде, как если бы полностью прихожане на свои церковь построили. А такое как раз у нас бывает.

Как правило, сбор денег даже на что-то общее и полезное идет среди нашего народа с огромным трудом, если за спиной не стоят судебные приставы. Даже если было решение общего собрания, если есть обоснование и речь идет о разумных и полезных вещах для всех. Если надо скинуться на общую дорогу в поселке, то начинаются вопли: «А я по ней не езжу или езжу только на выходные, пусть сдают те, кто тут живет постоянно». Если на общую для поселка детскую площадку, то – «у нас детей нет, пусть сдают те, у кого есть». То же самое с площадкой спортивной. Если на замену старых линий электропередач в целях уменьшения потерь, то в ответ начинается маниловское, смешанное со жлобством: «А давайте перейдем на сельский тариф, он же меньше, а пока я ни за что платить вообще не буду».

Нет понятия «общего» – двора, дома, поселка. Нет понимания у всех, что решение общих собраний (это же самоуправление, не так ли?) надо выполнять без понятых, полицейских и судебных приставов. На этом же стоит настоящая демократия – на выполнении должным образом принятых решений, даже если такое решение отдельным людям не нравится и они голосовали «против».

Да, похоже, и понятия общей страны – тоже нет. Есть понятия «каждый сам за себя», или «мне ничего не надо», или «почему я должен платить, пусть платят другие».

Уже не первый год наблюдают свару в одном СНТ по поводу прокладки нового водопровода. Поскольку старый сгнил, и там авария за аварией. Было решение общего собрания, определили сумму взносов, работы начались и частично даже проделаны. Половина людей денег не сдали. Тем более, что пуск водопровода предусмотрен двумя-тремя очередями. Поскольку часть уже построили, то начались вопли другой части: а не надо «этим» включать, пока все не закончат, ведь кругом же, мол, прохиндеи и плуты, так и норовят обмануть и кинуть на бабки. Есть группа буйных, которым председатель не нравится в принципе, а потому они «принципиально» ни на что сдавать деньги не будут и не сдают. И плевать, что эти не покрытые ими расходы должен покрывать кто-то другой. Есть группа демагогов, которые делятся бесконечными маниловскими прожектами, что, мол, можно и то сделать подешевле, и это, но сами они этим заниматься не будут, а потому платить тоже не хотят. Ну и так далее.

Чем больше обсуждений в таких вот «демократических дискуссиях», тем больше ора, бредовых предложений и подозрений всех и вся в воровстве, тем сильнее нежелание за что-либо платить и чем-либо заниматься.

А вот был бы Сталин, вмиг согнал бы всех – кого в колхозы, кого в ГУЛАГ, кого – из числа шибко умных – в шарашки или их подобие, – и настали бы всеобщие мир и согласие, и прекратились бы ненужные споры. Ибо мы как страна – не место для дискуссий.

И стали бы чисты наши дворы, аккуратны наши дороги, опрятны наши дома и подъезды, аккуратно были бы подстрижены газоны. Коммунальщики бы работали как часы, потому что иначе – расстрел. А кто не сдал «добровольные взносы», тому 10 лет без права переписки. Многие ведь об этом мечтают. И сбыча их мечт, кажется иной раз, становится все ближе. Потому что иначе никак не получается ведь у нас. Или я не прав, а все написанное выше – не более чем провокация?

сталин Гулаг Россия ссср

GeorgyBovt

24 мая 2021 в 15:49

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (4)
bessonov_yan

24 мая 2021 в 19:41

Эту проблему хорошо изучила украинский юрист, учёный Татьяна Николаевна Монтян. Проблема формулируется, как институциональное развитие общества, способность общества принимать коллективные легитимные решения. Татьяна Николаевна перевела книгу Элинор Остром "управление общим" на русский и украинский языки. Там всё разобрано. По определённым причинам эта проблема, с точки зрения практики, мне знакома со школы. Т.е. я понимаю разницу между профсоюзами учителей Швеции и Мурманской области. В Швеции детей с детского сада приучают технологии принимать коллективные легитимные решения. Когда дети вырастают, они просто не понимают, как можно принимать коллективные решения по другому. Поэтому, когда мне надо было поставить домофон на подъезд, я смог выработать технологию взаимодействия. Первое, что я сделал - прочитал по диагонали жилищный кодекс. Т.е. я попытался осознать, в каких правилах я нахожусь. Далее отталкиваясь от этих знаний, я просто собрал подписи на всех этапах для заключения договора на установку домофона и сбора денег. Почти в каждой квартире меня убеждали, что "это никому не надо". В нашем подъезде абсолютное большинство любят хорошо выпить. В итоге: ЗА установку трубки 11 квартир, ПРОТИВ установки трубки 4 квартиры. Я хотел сделать ТСЖ на дом, но на этот процесс надо дополнительное время, а я и так после работы прихожу поздно. Кстати, было обидно, что в процессе установки домофона у меня на работе был жёсткий аврал (за это при Берии меня бы посадили), а соседи из подъезда беззаботно разгуливали на улице. Собственно, ещё Николай Петрович Каманин, который готовил Гагарина, в своём дневнике писал, что у нас общество не дисциплинированное, что ему рано ещё давать свободу. Моё частное мнение - институционально наше общество отстаёт от шведского на 300-400 лет. Здесь есть плюсы и минусы. Минус: в результате реальной демократии, шведское общество погрузило себя в тёплую ванну. Т.е. в этом обществе побеждают инстинкты лени и соответственно формируется гиперсоциалистическая политика за гранью здравого смысла, уровень школьного образования очень низкий, шведы практически не стремятся получить высшее образование. Наша страна сейчас держится именно благодаря мягкому авторитаризму и просвещённой элите, которая управляет нашей страной. Я считаю, что прежде чем давать людям свободу и демократию, для начала им надо поднять свой интеллектуальный, культурный уровень, уровень самодисциплины. Потому что плебс, имеющий власть и руководствующийся инстинктами, просто разнесёт вдребезги любую систему, в которой он находится.
bessonov_yan

24 мая 2021 в 19:41

Эту проблему хорошо изучила украинский юрист, учёный Татьяна Николаевна Монтян. Проблема формулируется, как институциональное развитие общества, способность общества принимать коллективные легитимные решения. Татьяна Николаевна перевела книгу Элинор Остром "управление общим" на русский и украинский языки. Там всё разобрано. По определённым причинам эта проблема, с точки зрения практики, мне знакома со школы. Т.е. я понимаю разницу между профсоюзами учителей Швеции и Мурманской области. В Швеции детей с детского сада приучают технологии принимать коллективные легитимные решения. Когда дети вырастают, они просто не понимают, как можно принимать коллективные решения по другому. Поэтому, когда мне надо было поставить домофон на подъезд, я смог выработать технологию взаимодействия. Первое, что я сделал - прочитал по диагонали жилищный кодекс. Т.е. я попытался осознать, в каких правилах я нахожусь. Далее отталкиваясь от этих знаний, я просто собрал подписи на всех этапах для заключения договора на установку домофона и сбора денег. Почти в каждой квартире меня убеждали, что "это никому не надо". В нашем подъезде абсолютное большинство любят хорошо выпить. В итоге: ЗА установку трубки 11 квартир, ПРОТИВ установки трубки 4 квартиры. Я хотел сделать ТСЖ на дом, но на этот процесс надо дополнительное время, а я и так после работы прихожу поздно. Кстати, было обидно, что в процессе установки домофона у меня на работе был жёсткий аврал (за это при Берии меня бы посадили), а соседи из подъезда беззаботно разгуливали на улице. Собственно, ещё Николай Петрович Каманин, который готовил Гагарина, в своём дневнике писал, что у нас общество не дисциплинированное, что ему рано ещё давать свободу. Моё частное мнение - институционально наше общество отстаёт от шведского на 300-400 лет. Здесь есть плюсы и минусы. Минус: в результате реальной демократии, шведское общество погрузило себя в тёплую ванну. Т.е. в этом обществе побеждают инстинкты лени и соответственно формируется гиперсоциалистическая политика за гранью здравого смысла, уровень школьного образования очень низкий, шведы практически не стремятся получить высшее образование. Наша страна сейчас держится именно благодаря мягкому авторитаризму и просвещённой элите, которая управляет нашей страной. Я считаю, что прежде чем давать людям свободу и демократию, для начала им надо поднять свой интеллектуальный, культурный уровень, уровень самодисциплины. Потому что плебс, имеющий власть и руководствующийся инстинктами, просто разнесёт вдребезги любую систему, в которой он находится.
SergeyVorobyev

24 мая 2021 в 20:45

Провокация. Я, например, не хочу платить за установку и ежемесячное обслуживание камер видеонаблюдения за парковкой возле дома, потому что моя машина стоит в гараже. И 10 лет без права переписки за это получить не хочу.
Mihail-Tihonov1

25 мая 2021 в 11:56

Как сказал классик разруха начинается в голове. И если задуматься проблема не в том чтобы собрать деньги а в том чтобы с умом их потратить. А с этим у нас плохо и народ это прекрасно понимает, что касается и ТСЖ где я живу и нацпроектов. Недавний сюжет по телевидению о развитии туризма с вытаптыванием травы вызывает хохот. И это на уровне вице-премьера, когда не обсуждаются ключевые проблемы по транспортной доступности, а второстепенные. А в итоге бюджетные деньги будут бесцельно потрачены, потому что у этого вице-премьера не болит душа за государево дело и думы его о своих делах.