«Тень пала на поля»: Фултонская речь

«Тень пала на поля»: Фултонская речь

Двое мужчин в машине с откидным верхом двигались в сторону небольшого американского городка Фултона, чтобы один из них произнес речь, которая изменит мир на многие годы. Тот, что был старше и солиднее, попросил остановить машину перед въездом в город. Он хотел раскурить сигару, чтобы она, как привычный атрибут его образа, излучала полноту власти и уверенность.

Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании, один из столпов, победивший Гитлера, проиграл выборы в Парламент и ушел в отставку. Но уходить по-английски не вариант для личностей такой величины. Поэтому 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль облачился в красную мантию почетного доктора Оксфордского университета и взошел на кафедру Вестминстерского колледжа в Фултоне.

Тень пала на поля, которые совсем недавно были освещены победой. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население вокруг них подчиняются усиливающемуся контролю Москвы.

В своей речи бывший премьер-министр указал источник всех международных трудностей. И это был СССР, который, по его мнению, был угрозой для свободных народов Европы. Желая распространить красную идеологию, Сталин не собирался ограничиться только геополитическим влиянием в Восточной Европе. Шла активная советизация освобожденных государств. И длинные руки коммунистов уже тянулись к самой Великобритании.

Черчилль отметил, что только англоговорящие страны — США, Англия и Канада — способны стать гарантом мира. Не нужно говорить, что именно эти страны обладали на тот момент ядерным оружием. А СССР — нет (пока). Поэтому произносить речь бывшему премьеру было легко и спокойно.

Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании, является «братская ассоциация англоговорящих народов». Это означает особые отношения между Британским содружеством и Империей, и Соединенными Штатами Америки.

Уинстон Черчилль предвосхитил создание нового двуполярного мира, который пришел на смену старому, разрушенному войной. Запутанность и неопределенность не давала четко провести границы межды своими и чужими. Британия уже утратила свою власть — Империи больше не существовало. В Греции шла война между коммунистами и антисоветчиками, СССР не собирался выводить свои войска из Ирана и имел территориальные притязания к Турции, и к тому же распускал руки на восточную Европу и Балканы (этом плане ничего с течением веков не изменилось). Считается, что и без Фултонской речи мир бы пришел к двуполярности. Черчилль просто поднес с горящую спичку.

Полыхнуло знатно. Горело так хорошо, что зарево было видно еще 40 лет. Если Уинстон Черчилль плеснул в лицо Сталину обвинением в тотальной советизации и тирании, то генсек был по-кавказски скромен — он просто сравнил бывшего премьер-министра с Гитлером.

Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.

Слова тяжелее всего ранят. И именно они творят историю. Пожилой человек в красной мантии с сигарой в руке говорил 15 минут 48 секунд, а его слушал весь мир, стоя на пороге «холодной войны».

черчилль США великобритания ссср

VeraChe

5 мар 2021 в 23:17

Оставить комментарий
Комментарии (1)
San4ozzz

12 мар 2021 в 20:15

Не ведал что делал