Демократия – это просто

Демократия – это просто

Как только не называли и не называют народ, проживающий в какой-то стране.

Казалось бы — какая разница: народ или население, граждане или плебс, аристократия или подлый люд, охлос или демос.

Это всё про людей.

Про людей, да.

Как вы яхту назовёте…

Охлос — это толпа. Хлеба и зрелищ, помните? Охлократия — власть толпы. Это для них массмедиа и массовая культура. И соотношение 86% и 14 вполне устойчиво исторически, похоже. Их всегда больше. Но они не голосовали.

Плебеи — население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами в отличие от патрициев.

Патриции, аристократы. Этим термином обозначали лучших людей города. Аристос (άριστο) по-гречески — это лучший.

Это древность.

Поближе исторически: духовенство, бюргеры, подлый люд, черный люд, простолюдины, мещане, обыватели, электорат.

Богема. Одно из понятий, получивших со временем прямо противоположное значение. Красивая жизнь, творчество и гламур никакого отношения к богеме (в изначальном её смысле) не имеют. Парижане обозначали этим словом беспорядочный образ жизни, отсутствие работы и жилья, вечное пьянство, бардак и хлам. В максимально точном переводе слову «богемиан» соответствует понятие «цыганский», а на русский язык «богема» переводится как «цыганщина».

Эли́та (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие должности в управлении государством, союзом государств и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей. © Взяла целиком из Вики, чтобы не комментировать лишний раз.
Охлос, плебеи, электорат и прочее — массовка.




Гражданин — вот достойное звание. У него есть имя, есть права и обязанности. Гражданские права не покупались и не дарились иностранным артистам-спортсменам.

В Рейкьявике перед зданием парламента стоит расколотый камень «Монумент Гражданскому Неповиновению», на котором написано примерно следующее: «если правительство нарушает права людей, восстание — их священное право и обязанность».

С чего начиналась демократия, и какой она была в древности там, где зародилась — в Афинах?

Известно, что слово состоит из двух корней: народ и власть. Чаще всего и воспринимаем мы его буквально — власть народа. Но древним без пояснений было понятно, что не все люди, живущие в полисе, являются полноправным народом — гражданами.

Сам статус гражданина давал не только права, но и обязанности. Уклоняться от выполнения обязанностей, пользуясь лишь правами, было невозможно. Того, кто не интересовался жизнью общества, называли идиот (ιδιωτικός - частный, личный). Это не было ругательством, это был их статус, положение в обществе. Идиотикос — тот, кто занят только своей, частной жизнью и совершенно не интересуется, игнорирует жизнь общества. Истинные граждане так себя не ведут.

Кто мог стать гражданином? Во-первых, граждане это те, у кого есть собственность (недвижимость) и доход. Во-вторых, это люди, которые занимаются интеллектуальным, то есть, благородным трудом. В-третьих, гражданин был обязан принимать активное и постоянное участие в общественной жизни. Это давало ему опыт и возможность сделать осознанный выбор, а не импульсивно «голосуй сердцем». Гражданами становились также дети, родившиеся от граждан. Знаменитый афинский правитель Перикл, например, так и не смог в обход существующих законов дать гражданские права своему сыну, рожденному от Аспазии, своей второй, т. е.незаконной жены.

Что значит — принимать активное участие в жизни полиса? Вот ровно это и означает. В самые низовые структуры, в органы исполнительной власти, избирали самых молодых.

Эта активная молодежь и занималась организацией жизни в городе, распределяла финансы на общественные работы — починить городские стены или водопровод, улучшить дороги. Избирали на эти должности сроком на 1 год. По окончании службы надо было предоставить подробный отчет о расходовании общественных денег (налогов). Куда и на что пошли и сколько. Да, случалось, что обнаруживалась недостача, не сходились циферки. Человеку свойственно ошибаться, это не является проблемой само по себе. Назначалась специальная комиссия, которая пристально изучала вопрос и выносила вердикт. Если это просто ошибка, а не умышленная кража денег — возмести ущерб и живи дальше.

Если же обнаруживалась некая корысть, то — вот она, мудрость древних — в тюрьму за экономические преступления не сажали. Зачем кормить преступника за счет налогов честных граждан? Возмести ущерб в 10-кратном размере и живи дальше. Как ты сможешь жить в обществе, где каждый знает, что ты воровал — другой вопрос. Репутация, знаете ли. Ею дорожили.

Помните анекдот про мужа. Когда он жил с женой, все время думал: куда же она деньги девает? Развелись. Месяц пожил один. Теперь его мучает другой вопрос: откуда она их брала? Опыт — вот главное, что приобретала молодежь, участвуя в жизни общества. Вопроса — для чего платить налоги и надо ли их платить — не возникало. На собственном опыте они знали, кто и на что расходует деньги.

Со временем, когда молодежь, подрастая, к полученному опыту общественной жизни приобретала житейскую мудрость, наступал момент, когда тебя могли избрать в судьи. Надо ли говорить, что принцип разделения властей соблюдался неукоснительно!

Суд, прежде, чем вынести решение, выслушивал мнения сторон. Выступить «за» или «против», высказать свое мнение мог каждый гражданин. И только после окончания всех прений начиналось голосование. Белые и черные шары при голосовании используются и сегодня, а зародилась традиция в Афинском полисе. Голосовали камушками — белыми и черными.

Был и еще один способ, хорошо нам знакомый по школьным учебникам — остракизм. Когда на глиняных черепках (они и назывались остракос) писали имя того, кого намерены изгнать из города, например. Такое решение — вещь безжалостная, ведь всеми правами гражданина ты обладаешь только в том полисе, где родился.

Известен случай суда над Аристидом. В Афинах его звали «Справедливым». Репутация у него была такая. Но кто-то написал на него донос. Закон гласил — если появлялся донос, даже анонимный, комиссия рассматривала дело любого гражданина, независимо от репутации. Представьте, ранним утром Аристид идёт на Ареопаг, где будет решаться его судьба. Навстречу ему неграмотный, который просит помощи — написать на черепке имя, голосовать идёт человек, хочет отдать свой голос за изгнание из Афин. Отчего же не помочь? Аристид только уточняет: «Чьё имя ты хочешь, чтобы я написал?» «Аристид». Аристид пишет своё имя на черепке, но уточняет. «А ты знаком с ним? Что он сделал тебе такого, что ты хочешь изгнать его из города?». «Не знаком, и ничего плохого он мне не сделал. Но повсюду в Афинах только и слышишь: «Аристид Благородный», «Аристид справедливый». Надоел!» Надоел — серьёзный аргумент! Перед мнением гражданского общества любой из его граждан оказывается беззащитен. Было для чего проводить молодежь через опыт общественной жизни и воспитывать у них ответственность за жизнь общества с младых ногтей. Так и формируется гражданское общество. Гражданское, т. е. общество граждан. Вопреки правилам русского языка, здесь главным словом является не существительное, а прилагательное.

Из самых опытных и ответственных граждан формировались законодательные органы. Важно отметить, что частое внесение изменений в законы не приветствовалось. По той же причине, что человек может ошибиться, внося изменения. Законы даны богами и людям следует лишь строго их соблюдать. Если ты дерзнул предложить новый закон — приходи в законодательное собрание, но с верёвкой на шее. Тебя внимательно выслушают и, если обнаружится, что ты нёс какую-то чушь и лишь зря отнял время уважаемых граждан — твой путь до ближайшей оливы. Если ж в твоих предложениях есть резон, то закон будет принят, и за последствиями его применения будут пристально следить. Личная ответственность за непродуманность и нестыковки в законе остаётся на том, кто его предложил.

Три ветви власти, строгое их разделение. Обязательное переизбрание по окончании срока. Личная ответственность и личное участие. Демократия — это просто.

Кстати. С лёгкой (нелегкой) руки журналистов в России сегодня очень богатых людей называют олигархами. Древнее слово «λίγο" (лиго), означает «маленький, немного». В древности олигархами называли тех, кто являл собой незначительную часть общества.Смысловое наполнение слова изменилось с точностью до наоборот. Тогда считали людей, а сейчас — количество денег у них.




Источник:https://diletant.media

демократия гражданское общество исторические факты

seregenka79

11 июн 2019 в 21:42

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев