Фургал как Высоцкий. Упрощая и полемически заостряя

Фургал как Высоцкий. Упрощая и полемически заостряя

Сакрализация Высоцкого в советском обществе почему-то не является предметом осмысления (или я, предав идеалы детства, читаю сейчас ненужные книги и этого не вижу).

Советское общество, построенное на сакрализации Ленина (и какое-то время Сталина), время от времени испытывало потребность в поиске тайных, альтернативных кумиров.

На некоторое время (условно в 70-е) одним из таких тайных кумиров становится Сталин, в котором видят оболганную жертву постсталинских репрессий. Но в заочной борьбе Сталин все же уступает Высоцкому.

В сакрализации Высоцкого (если продолжать упрощать) играют роль три момента.

  1. Блатная песня. Не то чтобы у Высоцкого были лучшие в мире блатные песни – но вам, не отличающим Северного от Шуфутинского и Алешковского от Круга, сейчас не понять, что к 90-м блатная песня проходит ребрендинг и начинает восприниматься как «низкое искусство» - а тогда это вполне себе запрещенная и потаенная (глубинная, как сказал бы один из социальных мыслителей-практиков) реальность.]
  2. Сложное сочетание медийности (роли в заметных фильмах), полузапретности (песни как бы все знали, но нигде не ротировались и не продавались), интонации – влекущий в некий потаенный мир полуальтернативы, полупротеста, полувосстановления попранных идеалов воевавших отцов из «Белорусского вокзала». Растерянная советская власть на стадии начала полураспада по каким-то своим причинам этому подыгрывала, одной рукой сдерживая и ограничивая Высоцкого – а другой позволяя существовать ему в параллельной и не доступной для советского обывателя среде поездок на иномарках между Москвой и Парижем. Ну это (еще больше упрощая для читателей 30 минус) примерно как сейчас Навальный.
  3. Смерть, неумело спрятанная советской властью (что окончательно придало Высоцкому протестности) и вызвавшая колоссальный всплеск общественной энергии, не иссякшей до конца и спустя 40 лет. При том, что (подозреваю) сегодня в стане поклонников Высоцкого доля сегодняшних лоялистов весьма высока.

Определенно Высоцкий не один такой. Потребность в потаенных героях с несломанным стержнем существовала в разных средах и ложилась на плечи самых разных людей – от Сахарова и Лукашенко до Старостина и Черенкова (тоже сегодня день рождения). Сами герои (когда еще были живы) такого выплеска ожиданий порой не выдерживали и были часто ему несообразны – но это были их проблемы.

С Фургалом получается примерно похоже. Яркий как Жеглов (зря все-таки Высоцкого взяли на эту роль, не уравновесив кем-то помощнее Конкина – такой концепт Вайнеров испортили), противоречивый как дурацкие антикитайские песни Высоцкого – но после ареста ставший именем эпохи, символом поруганного достоинства и «России, которую мы потеряли».

С Фургалом, возможно, все еще рассосется – но сама потребность общества в героях из полуальтернативной реальности время от времени будет давать о себе знать и становиться сюрпризом и для «системы», и для самих этих героев. Если они, конечно, выживут.

Хабаровск Фургал герои

MikhailVinogradov

27 июл 2020 в 17:31

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
aurikasemenova92

28 июл 2020 в 11:14

ЯМЫ Фургал
LimonFree

28 июл 2020 в 15:28

Что-то я вообще не понял
Elgiza_Burit_9

29 июл 2020 в 9:25

Не нужно сравнивать несравниваемое. Настоящие герои выживут и без таких умозаключений. Просто помните, что герои у каждого свои.