История бизнеса и промышленности.Часть IV

История бизнеса и промышленности.Часть IV

ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В 20 ВЕКЕ

Начало обеим мировым войнам 20 столетия было положено в Европе, и хотя США в обоих случаях сначала официально заявляли о своем нейтралитете, они неофициально брали на себя роль банкира и поставщика союзников. Подобная позиция в известной мере позволила стране провести необходимые военные приготовления. Когда в 1916 США готовились вступить в войну, возникла потребность в планах объемов и размещения военного производства, подготовки военнослужащих, транспортировки людей и припасов. Поскольку федеральное правительство практически не имело опыта, ведущие частные предприниматели были призваны в Вашингтон, чтобы обеспечить проведение экономической мобилизации.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА.

Стремительная мобилизация требовала принуждения и централизованного принятия решений. Закон о национальной обороне 1916 года разрешил государству увеличить численность вооруженных сил, а принятый в августе 1917 года Закон о контроле над потреблением основных продуктов питания и топлива стал первым законодательным актом, направленным на установление централизованного контроля. На основании этого закона федеральные органы власти получили право лицензировать предпринимательскую деятельность, осуществлять реквизиции товаров и проводить прямую национализацию заводов и фабрик. Летом 1917 появился Военный совет по промышленности, в функции которого входили определение производственных приоритетов, установление цен и координация государственных закупок. Трудовые конфликты разрешались Военным советом по труду в ходе принудительного арбитража, решения которого были обязательны для рабочих и предпринимателей.

ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ.

После окончания войны президент В.Вильсон выразил желание вернуться к прежнему положению дел в экономике. Он стремился к упразднению централизованной экономики, и вскоре эта цель была достигнута. Характерная для военного времени государственная поддержка рабочих организаций исчезла так же быстро, как и появилась. Тем не менее командная экономика периода Первой мировой войны способствовала изменению положения в стране. В 1933 году в рамках Нового курса Военный совет по промышленности был восстановлен под названием «Управление национального восстановления». Военный совет по труду сначала, по закону 1926 года, был частично преобразован в Управление по трудовым отношениям на железнодорожном транспорте, а с 1935 года функционировал уже на постоянной основе под названием «Национальное управление по вопросам трудовых отношений». Веру в капитализм эпохи свободной конкуренции американцы утратили в 1930-х годах, когда экономическая система дала явные сбои, однако сомнения в его эффективности возникли гораздо раньше и ознаменовались принятием Закона о межштатном транспорте и торговле и Антитрестовского закона Шермана.

Новый курс плавно сменился командной экономикой периода Второй мировой войны. Однако суть проблемы резко изменилась: если раньше экономика страдала от избытка производственных мощностей, то теперь – от избыточного спроса. В наследство от Нового курса остались реформы финансовых рынков, воплотившиеся в создании Комиссии по ценным бумагам и биржам, Закон о справедливых трудовых отношениях и другие касающиеся профсоюзных объединений законы, система социального обеспечения и нарождающееся «государство всеобщего благосостояния» и, в целом, практика государственного вмешательства в тех случаях, когда действие рыночных сил вело к неблагоприятному результату.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.

Хотя после войны в США вновь началось процветание, американцы не могли избавиться от страха перед возвращением депрессии. Как следствие этого, в 1946 был принят Закон о занятости, согласно которому «политика и ответственность федерального правительства состоит в том, чтобы содействовать свободному предпринимательству и принимать меры к достижению максимального уровня занятости, объема производства и покупательной способности». С началом "холодной войны" и войны в Корее система постоянных национальных органов по чрезвычайным ситуациям стала неотъемлемой частью национальной обороны.

НОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Новая экономическая политика 1960-х годов проявилась в первую очередь в снижении налогов в 1964 году, которое предвещало возрастание активной роли государства в стимулировании экономики наряду с ослаблением прямого федерального контроля. С зарождением движения за гражданские права социальная политика на федеральном уровне впервые со времен Великой депрессии подверглась обновлению. Пришедшие в Вашингтон вместе с Дж.Кеннеди инициативные люди принесли с собой уверенность в том, что федеральные государственные расходы должны возрасти. Стали возникать идеи о повышении качества жизни, об охране окружающей среды. В отличие от прежних органов регулирования, отвечающих за отдельные отрасли промышленности или сектора экономики, вновь появившиеся государственные агентства получили право вмешиваться в любую сферу экономической жизни. Под законодательное регулирование попали все отрасли промышленности. В 1970 году были созданы Администрация профессиональной безопасности и здоровья и Управление по охране окружающей среды; в 1973 году появилась Комиссия контроля безопасности потребительских продуктов.

ШАНСЫ НА ВЫЖИВАНИЕ.

И для торговцев древней Месопотамии, и для мелких капиталистов-владельцев небольших магазинчиков, и для современных многонациональных корпораций прибыль всегда была и остается важнейшим критерием их деятельности, поэтому вполне разумное обобщение состоит в том, что большинство предприятий постоянно балансирует между успехом и провалом, причем успех приходит реже, чем банкротство. Во время великих депрессий, подобных депрессии 1930-х годов, корпоративный сектор в целом несет убытки и многие фирмы терпят банкротство. Даже в периоды наивысшего экономического подъема число банкротств остается высоким. Многие из образовавшихся в конце 19 века в результате слияний и поглощений компаний не смогли сохранить свои господствующие позиции на рынке, так как оказались не в состоянии предотвратить проникновение в свои отрасли новых и, в конечном счете, превосходящих их соперников. По множеству причин, главным образом из-за банкротств, лишь немногие фирмы в течение долгого времени остаются «на плаву». В действительности из каждых пяти компаний четыре прекращают свое существование в первые 10 лет. Тем не менее имеется несколько очень старых фирм, как американских, так и европейских.

СТАРЕЙШИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИРМЫ.

Естественно, ни одна американская фирма не может сравниться по возрасту с некоторыми европейскими компаниями. История немецких пивоварен, французских винных погребов и датских и шотландских винокуренных заводов начинается задолго до американской Декларации независимости; отдельные предприятия такого рода возникли еще до открытия Америки. Некоторые европейские банки также очень стары. Основанный в 1609 году Банк Амстердама был первым банком к северу от Альпийских гор. Образование Банка Англии относится к 1694 году. До наших дней дожила британская компания «Гудзонз бей компани» («Hudson's Bay Company»), получившая королевскую грамоту с разрешением на ее создание в 1670 году и превратившаяся в канадскую корпорацию в 1970-м. Семья Уэджвудов до сих пор владеет весьма процветающей фирмой, основанной Дж.Уэджвудом в 1759 году.

СТАРЕЙШИЕ АМЕРИКАНСКИЕ ФИРМЫ.

Из почти пяти миллионов компаний в США лишь около 100 появились ранее 1800 года. Примерно дюжина их по-прежнему остается в собственности основавших их семей, однако ни одна не стала ни крупной, ни знаменитой. Старейшей компанией страны считается «Дж.Э.Роадс и сыновья» («J.E.Rhoads & Sons»), учрежденная в 1702 году в Филадельфии и первоначально занимавшаяся производством товаров из кожи. Старейшим периодическим изданием является «Харперз Нью мансли мэгэзин» («Harper's New Monthly Magazine»), впервые вышедшее в 1850 и уже в наше время переименованное в «Харперз» («Harper's»). Среди страховых компаний выделяются старейшая компания по страхованию жизни «Фонд пресвитерианских священников» («Presbyterian Ministers Fund») (возникла в 1717-м году) и старейшая компания по страхованию от пожара «Филадельфия контрибьюшншип» («Philadelphia Contributionship»), учрежденная в 1752 году.

СЕРЕДИНА 1970-Х – 1990-Е ГОДЫ.

Период с середины до конца 1970-х годов стал поворотным в экономической истории США. В условиях глубокого и продолжительного спада в экономике федеральное правительство приняло долгосрочную программу повышения экономических стимулов для корпораций, которая, в сущности, обращала вспять многие изменения, произошедшие за предыдущие десятилетия. Смена курса объяснялась прежде всего растущими опасениями по поводу того, что без государственного вмешательства положение американских компаний в конкурентной борьбе с иностранными фирмами на мировом рынке будет ухудшаться.

Политики рассчитывали, что возросшие экономические стимулы для предпринимательства вызовут приток в экономику частных инвестиций, которые, в свою очередь, приведут к увеличению объема продукции и вернут общественное благосостояние на уровень «славных» 1950-х годов. Логическим обоснованием упора на ослабление государственного регулирования было убеждение в том, что богатые слои общества сберегают значительно больше средств, чем бедные, и, следовательно, возросшие темпы накопления позволят высвободить средства на инвестиционные цели, в результате чего в долгосрочной перспективе выиграет все общество. Справедливость данного логического построения, называемого также экономической теорией «капельного роста» или, пренебрежительно, экономической теорией «вуду», вызывала большие сомнения, особенно в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда все более очевидной становилась некая двусмысленность успеха этой долгосрочной стратегии. Тем не менее в период администраций президентов Джорджа Буша и Билла Клинтона окончание "холодной войны" способствовало росту доверия к заявлениям политиков в поддержку частной инициативы. Таким образом, с середины 1970-х годов тремя важнейшими изменениями в экономической политике США стали движение в направлении дерегулирования экономики; постепенное снижение налогов в 1980-х годах; и субсидирование корпораций, в некоторых случаях обеспечивающее благополучие компаний.

ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ.

С окончанием в 1974 периода экономического процветания значительно ослабли стимулы к законодательному закреплению ответственности предпринимателей за безопасность потребителей и работников и охрану окружающей среды. В немалой степени благодаря активному лоббированию федеральные правительства начиная с конца 1970-х годов неизменно провозглашали своей целью дерегулирование экономической жизни. Поскольку дерегулирование означало не что иное, как возврат к условиям, существовавшим в Америке столетие назад, не удивительно, что подобные официальные заявления поначалу были встречены с неодобрением. Тем не менее, несмотря на сохранившееся – хотя и слабеющее – сопротивление, постепенный, но устойчивый процесс дерегулирования экономики продолжался и в конце 1990-х годов. Одним из свидетельств являются перемены, произошедшие в федеральном Управлении по охране окружающей среды. Суммарные расходы Управления сократились с 0,9% федерального бюджета, или 86 млн. долл., в 1980 до 0,4%, или 25 млн. долл., к концу 1994. В других областях, не связанных непосредственно с обеспечением физической безопасности, например в банковской сфере, дерегулирование выразилось в возросшем числе слияний, поглощений и закрытий финансовых учреждений и концентрации банковских активов в руках меньшего числа крупных банков. В результате укрепилось монопольное положение крупных банков, позволившее им повысить плату за обслуживание клиентов, поднять процентные ставки по ссудам и снизить процентные ставки по сбережениям.

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ.

Хотя в результате налоговой реформы 1964 налоговые ставки были значительно уменьшены, снижение налогов, одобренное администрацией президента Рональда Рейгана в 1981 и 1986, оказалось беспрецедентным. Предельная налоговая ставка для наиболее высоких доходов (70%) в начале президентства Рейгана была существенно ниже, чем в 1950-х годах (91%). В результате снижений налогов в 1980-х годах эта ставка опустилась сначала до 32%, а затем до 28%. Кроме того, менялась структура налогов. В то время как в 1950-х годах налоги на корпорации составляли ок. 30% совокупных налоговых поступлений в федеральный бюджет, в 1990-х годах на них приходилось всего 10%. Чтобы провести законы о снижении налогов через конгресс, Рейган апеллировал к названной по имени экономиста Артура Лаффера «кривой Лаффера», доказывая, что снижение налоговых ставок окажет благотворное воздействие на экономическую активность, в результате чего налоговые поступления в казну государства возрастут. К сожалению, увеличения налоговых поступлений так и не произошло; вместо этого за годы президентства Рейгана вырос государственный долг США – с 909 млрд. долл. до 2,6 трлн. долл. Администрации Буша и Клинтона не вносили в налоговую структуру сколько-нибудь значительных изменений, и, как следствие, к 1997 году государственный долг удвоился и достиг 5,2 трлн. долл.

СУБСИДИИ КОРПОРАЦИЯМ.

Данный аспект американской экономической политики, вероятно, наименее широко афишируемый, является одновременно и самым спорным. В субсидировании корпораций нет ничего нового; чтобы избежать повторения Великой депрессии, правительство в трудные времена всегда выделяло субсидии для поддержания экономически важных отраслей, таких, как сельское хозяйство или энергетика, свято веря, что без государственной поддержки многие компании будут вынуждены сокращать рабочие места и снижать заработную плату. Основная дискуссия по вопросу о субсидиях развернулась в конце 1980-х и в 1990-х годах. По мнению многих американцев, для достижения федеральным правительством одной из его главных целей – сокращения или даже устранения бюджетного дефицита – ему, в первую очередь, следовало бы исключить из бюджетных расходов такую крупную статью, как субсидии корпорациям. Однако в действительности, к негодованию многих американцев, сокращениям подверглись прежде всего статьи социальных расходов, и начался постепенный демонтаж системы социального обеспечения. Например, в 1992 году сумма субсидий, полученных сельским хозяйством и энергетикой, превысила сумму средств, потраченных на программу помощи семьям.

1990-Е ГОДЫ.

Дерегулирование, снижения налогов, субсидии корпорациям и падение реальной заработной платы способствовали резкому взлету нормы прибыли корпораций. Особенно заметным это стало в 1990-х годы. Если во второй половине 1970-х годов средняя норма прибыли для корпораций равнялась 2,4%, то в 1980-х годах она поднялась до 4,1%, а в период 1990–1997 годах возросла до 5,8%. Многие аналитики связывают увеличение прибылей со стремительным подъемом на фондовом рынке в 1990-х годах. Однако, вопреки ожиданиям и несмотря на столь позитивные результаты, объем капиталовложений предприятий в период с конца 1960-х до середины 1990-х годов резко сократился.


​​​​​​​


Источник:https://www.krugosvet.ru

бизнес промышленность

seregenka79

10 апр 2019 в 22:39

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев