Какие были ереси в самом начале христианства?

Какие были ереси в самом начале христианства?

​​​​​​​Когда мы слышим слово "еретик" или "ересь" нам на ум обычно приходит Средневековая Европа, инквизиция, Джордано Бруно или альбигойцы. Но уже во II веке нашей эры появились разнообразные учения, расколовшие христианский мир. Что же это были за учения?

Докетизм-— одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования, ибо Бог не может страдать или быть ограниченным человеческим телом. Против докетизма выступали апостол Иоанн и святой Игнатий Богоносец.


Монтанизм— религиозное движение II века, (ересь) в христианстве. Названо в честь своего основоположника — язычника Монтана. Утверждал, что руководство в церкви должно принадлежать вдохновенным пророкам, харизматикам.

Монтанизм основывался на идее продолжения откровения, на Третьем Завете – Завете Духа.

Мотанизмы требовали строго аскетизма и др., ибо конец близко. Монтанизм был осужден Церковью как форма самоубийства.

Получил распространение на Западе и в латинской Африке.

К монтанизму примкнул Тертуллиан.

Конец света не наступал,  все яснее становилась неправота монтанизма.

Был полностью осужден к концу 80-х IIбыл осужден повсеместно.

Монтаистические идеи были развиты в 12 веке Иоахимом Флорским. Характерен псевдонаучный подход к религиозным вопросам.


Гностицизм – результат соприкосновения греко-римской культуры с культурой Востока. Возник  до христианства.

Псевдонаучный подход к религиозным  вопросам.

Людям предлагался и обещался «гносис» - посвящение в последние тайны бытия.

За гностицизм -Феодот

Против гностицизма – апостол Павел


Не весь гн. был христианским. Ближе всего к христианству стояли секты Маркиона(макриониты) и римлянина-платоника Валентина. Создавались новые мифологические системы и космогонические мифы, которые были ближе греческому уму, чем христианс4ие писания.

Персонификация мифов – Слово, Ум, Истина становились героями мифа.

Верили, что в избранных есть божественная искра, заключенная в темнице материального мира. Путь ко спасению – через познание собственной природы.


Черты гностицизма:

1.  Дуализм. Существование 2х божеств – верховного и нижнего (демиурга)

2. Вселенная как огромная черта

3. Докетизм – отрицание Бога как человека, он был только как Чистый Дух

4. В избранных людях существуют духовный элемент – часть, стремящаяся воссоединиться со своим истоком

5. Избавлением совершается путем принесением ( усвоения) спасительного знания – гносиса, которое секретно

6. Враждебность и презрение к миру как к тюрьме и к его создателю как демиургу

7. Пренебрежительное отношение к Ветхому Завету и его полное отрицание


Система Валентина

Важнейшим понятием является «эон» - «век». У Валентина эон персонифицируется. Выше всего – эон Праотец, при нем пребывает женская сущность – Мысль или Молчание. Они произвели на свет Ум и Истину – все это представляет собой Четверицу. Она раскрыта лишь внутри себя, обнаруживается вовне, когда появляются Логос и Жизнь. – Человек – Церковь. – Первородная Восьмерица. И так далее. Таким образом, получается 30 эонов, которые вместе составляют Полноту.  Вне полноты есть лишь Пустота. – ЗАВАРУШКА.  Для восстановления порядка Ум и Истина производят Христа – Святого Духа.

Иисус призван спасти Энфимисис (Ахамот) и , вернув ее в Полноту, жениться на ней. Он 1) пробуждает в ней жизнь 2)дарует ей ведение.

Когда «пришла полнота времени», эон Иисус явился в третий раз теперь уже в человеческом обличии.


Сила и слабость гностицизма– признавая Иисуса Христа Спасителем мира, разлагается сама суть христианства как веры в воплощении Бога.


Борьба с гностицизмом:

1)   Необходимо определить критерий Предания – всего опыта жизни Церкви.

Критерий был найден святым Иринеем Лионским в своем труде «Против ересей» - «апостольское преемство» как преемственность веры и жизни.  Это предание дано Церкви самими апостолами. Церковь всецело зависит от слова Божьего. А гностические писания не соответствуют образу и учению Христа, которые передали апостолы и которые Церковь хранила. Но это только Церковь может отличить истинное писание от ложного, так как Церковь живет словом Божьим и со времен Пятидесятницу в ней живет Святой Дух.

2)   Но есть и видимый признак , так как Церковь на земле – видимая община несовершенных людей, - преемственность епископов через рукоположение.  Они специально отвечают за веру, ее чистоту и полноту. Для хранения у Церкви должен быть особый дар, посланный от Бога; этот дар посылается при помощи епископов.

христианство религия церковь История

Mary_Ivanova

2 фев 2019 в 22:52

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (0)

Пока нет комментариев