Кто такая Ангела Меркель?

Кто такая Ангела Меркель?

С образованием “большой коалиции” (ХДС/ХСС-СДПГ) завершилась карьера социал-демократа Шредера, и на политическом небосклоне ФРГ взошла новая звезда в лице председателя ХДС Ангелы Меркель. 22 ноября 2005 впервые в истории послевоенной Германии правительство страны возглавила женщина, более того - воспитанница бывшей социалистической ГДР. 51-летняя Меркель стала самым молодым канцлером в истории ФРГ.

В феврале 2002 года, принимая Меркель в Кремле, Путин заметил, что она - один из немногих германских политиков, с которым можно вести разговор на русском языке. На пресс-конференции после этой встречи, отвечая на вопросы журналистов, Меркель выразила убеждение, что среди всех представленных в бундестаге политических сил имеется консенсус в отношении необходимости партнерства с Россией.

Что делает Меркель особенной?

Меркель не отличалась ни харизматичностью, ни ораторством, ни опытом на дипломатическом паркете. Единственным ее талантом было желание учиться.Последовавшие победы на парламентских выборах в 2009 и 2013 годах, как и неоднократное коронование Меркель титулом “самая могущественная женщина мира” доказали, что она очень прилежная и способная ученица.

Московский вектор правителства СДПГ-Союза 90/Зеленые именовался в предвыборной платформе ХДС/ХСС не иначе как “беспринципная политика в отношении России”.

Во внешнеполитической табели о рангах “большой коалиции” (2005-2009) Россия заняла четвертое место, пропустив вперед себя евроинтеграцию, атлантизм и бундесвер с его миротворческими миссиями.

Связи с Россией

Российско-германские связи, как и предполагалось, ставились в зависимость от их привязки к соседям Германии и к авторитетным международным организациям, прежде всего ЕС. Об этом прямо говорилось в коалиционном соглашении: “Совместно с нашими европейскими партнерами мы выступаем за стратегическое партнерство с Россией, которое мы развиваем во всех сферах и на уровне двусторонних отношений и на уровне ЕС.

У Германии особый интерес в том, чтобы с трудом идущая модернизация страны была подкреплена усиленным политическим, экономическим и общественным сотрудничеством”. Стратегической целью осталось содействие “ориентации России на европейские ценности” и ее превращение в “стабильную демократию” по западным стандартам.

Вопреки прогнозам международного экспертного сообщества российско-германский диалог не был предан забвению и не отошел на второй план, а демонстрировал стабильность и положительную динамику. Меркель удивительным образом сохранила преемственность политики Шредера, правда, дополнив ее правочеловеческой тематикой.

Несмотря на возражения Польши, она поддержала строительство Балтийского газопровода между Россией и Германией, в Вашингтоне она отстаивала тезис о том, что без участия Москвы не может быть урегулирован конфликт вокруг Ирана и ближневосточная проблема. В Берлине вызрело убеждение в том, что без кооперации с Россией невозможно обеспечить безопасность Европы и, соответственно, Германии.

Немцы традиционно продолжали рассматривать Россию как ключевого партнера, без которого и тем более вопреки которому невозможно решение ни региональных, ни глобальных вызовов и проблем. Помимо разоружение и нераспространения ОМУ у двух стран сохранились близкие или совпадающие подходы по основным пунктам международной повестки дня: безопасность, терроризм, энергоэффективность, наркотики и организованная преступность, торговля людьми, морское пиратство, охрана природы и тд.

Значимой интегральной частью партнерства с Берлином оставалось взаимодействие в рамках международных организаций - ООН, ОБСЕ и др. С российской подачи был запущен механизм регулярных межмидовских консультаций по вопросу подключения России к Европейской политике в области безопасности и обороны (ЕПБО), первый раунд которых в соответствии с договоренностью на высшем уровне состоялся в Москве в июне 2009.

Вопрос о расширении НАТО на Восток для немцев остался в принципе открыт при том понимании, что о членстве в альянсе Грузии и Украины можно было говорить лишь в отдаленной перспективе. Это Германия подчеркнула и на юбилейном саммите НАТО в Страсбурге/Келе в апреле 2009 Берлин выступил за интенсификацию диалога по линии Совета Россия-НАТО, считая, что СРН должен использоваться как площадка для “регулярного диалога” особенно в кризисных ситуациях.

Немцы поддержали сотрудничество в тех областях, где есть потенциал для взаимодействия - транзит военных и невоенных грузов в Афганистан, подготовка афганских полицейских, борьба с пиратством у берегов Африканского Рога и тд. Между тем позиция ФРГ в отношении развития связей с Россией претерпела определенную эволюцию, которую эксперты назвали переходом к “холодному миру”. Немцев насторожили и обеспокоили два демарша со стороны России, вынуждавшие переосмыслить реалии постбиполярного мира.

Первым было выступление Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года, в котором российский президент озвучил заявку окрепшей Москвы на новое силовое позиционирование в мире. Вторым стали действия России по обузданию грузинской агрессии против Южной Осетии и защите своих граждан в августе 2008, признание независимости Цхинвала и Сухума.

Это не нашло понимания и поддержки у Берлина. Немцы начали упрекать Москву в великодержавном экспансионизме и обвинять в сворачивании демократических прав и свобод граждан, зажиме оппозиционных политических сил, использовании энергоресурсов в качестве средства политического давления на зарубежных партнеров.

Главная тенденция, отмеченная социологами из Алленсбахского института, заключалась в более “трезвой оценке” образа России после войны в Южной Осетии 2008 года. Если до 2004 года две трети немцев рассчитывали на хорошие долгосрочные отношения с Россией, то в сентябре 2008 их число сократилось до 45%.

Падение доверия к Путину немецкие социологи сравнили с обрушением авторитета президента США Дж. Буша после начала войны в Ираке.

Тем не менее значительная часть населения ФРГ считала, что Россия не представляет для Германии угрозу (53% против 15%). Отрадно было констатировать и положительную тенденцию в восприятии образа России как “мировой державы” (62% опрошенных против 38% в 2004). Не повлиял кавказский кризис и на оценку состояния и перспектив политической составляющей российско-германского диалога. Большинство посчитали, что в отношениях между Россией и Германией не произшло существенных изменений.

Нужный тонус двустороннему диалогу задавали интенсивные: насыщенные контакты лидеров двух стран, которые в одном только 2006 встречались в различных форматах шесть раз. в 2007 - 5 раз. Германский канцлер первая из лидеров Запада приехала в марте 2008 в Москву знакомиться с Медведевым сразу после его избрания президентом России. В свою очередь Медведев в первый раз выехал именно в Германию, где 5 июня озвучил идею разработки юридически обязывающего Договора о Европейской Безопасности (ДЕБ).

В октябре 2008 года в Санкт-Петербурге была принята стратегия, направленная на придание российско-германским отношениям нового качества “партнерства для модернизации”. Ее цель состояла в интенсификации и повышении практической отдачи от сотрудничества для экономической и социально-гуманитарной сфер, в области науки и техники, а также применительно к таким блокам, как демографическая политика, здравоохранение, энергоэффективность, академические обмены.

Важным инструментом российско-германского партнерства оставалась Рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ). В ходе 9-го пленарного заседания РГВУ в Берлине в мае 2009 был согласован доклад по итогам ее деятельности. В нем были зафиксированы меры по повышению эффективности РГВУ и приданию ее работе более предметного характера.

Были утверждены доклады подгрупп РГВУ по стратегическим вопросам, по нераспространению ОМУ, по борьбе с международным терроризмом и оргпреступностью, а также проекты совместных позиционных документов по отдельным практическим вопросам взаимодействия двух стран на международной арене. В окончательном виде данный документ был представлен российской и германской делегациями на рассматроение 3 сессии Подготовительного комитета обзорной Конференции ДНЯО (Нью-Йорк, 4-15 мая 2010).

Не снималось с повестки дня и углубление научно-технического сотрудничества. Россия участвовала в сооружении и эксплуатации в Гамбурге рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL) и создания в Дармштадте Международного ускорительного центра по исследованию тяжелых ионов и антипротонов (FAIR).

ФРГ последовательно раотала над продвижением проекта “Северный поток”, помогая России в проведении непростых переговором со скандинавскими и прибалтийскими партнерами.

Основой и движущим фактором всего комплекса российско-германского сотрудничества традиционно оставались разветвленные экономические связи.

До финансово-экономического кризиса конца 2000-х Германия была для отечественной экономики одним из ведущих инвесторов. Приток инвестиций в экономику России в 2007 составил 3,4 млрд долларов, в 2008 увеличился вдвое и составил 10,7 млрд долларов. Соглашения о запуске новых проектов были подписаны с Сименс АГ и Даймлер АГ.

Центральным событием 2009 стали консультации на высшем уровне в Мюнхене (11 раунд). В замке Шляйхсхайм обсуждались прежде всего вопросы экономической кооперации.Учредили Российско-германское энергетическое агентство (РУДЭА), призванное координировать продвижение энергоэффективных проектов в различных отраслях экономики, трансфер в Россию передовых немецких ноу-хау и разработку финансовых механизмов с использованием кредитной линии, предоставляемой правительством ФРГ.

Кроме экономических связей - общественные. Региональное партнерство установлено и успешно развивается между 23 субъектами РФ и 14 землями ФРГ, побратимские связи, осуществляемые по линии более 100 городов-партнеров, более чем 500 партнерских связей м/у высшими учебными заведениями и другое.

2009 год характеризоваося переходов российско-германских отношений в фазу холодной прагматики. Правительство ФРГ во главе с Меркель отказалось от иллюзий относительно возможности всеобъемлющей трансформации России в обозримой перспективе. До этого времени политика Берлина в отношении Москвы исходила из того, что тесное сотрудничество с Россией приведет не только к модернизации экономики и технологий, но и российского общества в целом.

Распрощавшись с надеждами на модернизацию,связанные с президентством Медведева, немецкие политики поступили точно так же со “стратегическим партнерством” между Германией и Россией. Москва опустилась до уровня “важного партнера” в решении региональных и глоальных проблем. При этом особо было обращено внимание на имеющиеся в России “дефицитыы в области прав человека, правогосударственности и демократии”.

Тем не менее в ноябре 2010 в Лиссабоне Германия, как и на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 в очередной раз выступила адвокатом интересов России, на этот раз в вопросе выработки новой стратегической концепиции Североатлантического альянса, предусматривавшей развитие сотрудничества с Москвой, и принятия совместного заявления Россия-НАТО, ориентированного на конструктивный диалог. В Бухаресте лагодаря стараниям Германии удалось предотвратить форсированное вступление в альянс Грузии и Украины, которое явно шло вразрез с геополитическими интересами России на постсоветском пространстве.

Всплеск обострения отношений связан с публикацией 3 октября 2011 Путиным в “Известиях” статьи о Евразии, где российское руководство решило сосредоточить свою активность на республиках бывшего СССР. 2012 - критика немцами верхушечной рокировки, механизма выборов в России, усиления авторитарных тенденций. 9 ноября 2012 бундестаг принял весьма критичную резолюцию о положении в России.

Документ подверг осуждению внутриполитическое развитие в России и то, как российские власти обращаются с критиками внутри страны. В ответ в России были проведены проверки в филиалах немецких фондов, а процедурную сторону парламентских выборов в Германии группа прокремлевских экспертов раскритиковала как “не соответствующую международным стандартам”. Политические разногласия однако не коснулись экономики. ФРГ продолжала оставаться одним из ведущих экономических партнеров России.

Согласно опросам 2013 года, число немцев, позитивно настроенных по отношению к России, уменьшилось вдвое - с 30 до 15%. Немцы убеждены, что в России процветает коррупция, засилье бюрократов, чинящих простым гражданам препоны.

2013 - два послания Кремлю:2014 переломный год в истории Европы. Украинский кризис нарушил связи в той казалось бы устойчивой структуре. Переформатирование двухуровневой системы взаимоотношений между Россией и Западом в одномерное, линейное состояние (Россия - коллективный Запад). Именно руководство ФРГ стало инициатором исключения России из состава “Большой восьмерки”.

После включения Крыма в состав России у 55% немцев Россия ассоциируется с угрозой миру. Немцы не считают целесообразным тесно сотрудничать с Москвой. Упал имидж российского президента. Это все ведет к сворачиванию российско-германского диалога. К 2016 германо-российский товарооборот снизился на треть, в том числе за счет двусторонних санкций и глубокого экономического кризиса в РФ.

Май 2014, Меркель: “мы имеем дело с глубокими разногласиями. тем не менее я убеждена, что в средне- и долгосрочной перспективве нам следует продолжить тесное партнерство с Россией”. Сохраняются особые отношения - ни с одним из западных лидеров у Путина не было столь интенсивных контактов.

Свои коррективы внесло празднование 70-летия Победы. После возложения венков к Могиле Неизвестного солдата Путин и Меркель обсудили отношения Москвы с Евросоюзом и ситуацию на Украине. Впервые за всю историю российско-германских отношений в постбиполярном мире встреча закончилась обменом оскорбительными оплеухами. Президент России заявил, что пакт Молотова-Риббентропа был оправдан с точки зрения интересов безопасности СССР, а Меркель назвала “преступной и противоречащей международному праву аннексию Крым”, сказав, что военные действия на Украине нанесли серьезный удар по сотрудничеству России и Германии.

Диалог прекратился ненадолго, так как мировой политический процесс немыслим без личного общения на высшем уровне, несмотря на кризисы доверия.

российская политика кабинета министров ФРГ впредь будет тесно встроена в “восточную политику” Евросоюза, то есть потеряет былую свободу маневра.

меркель политика интересное Германия

Iluschik

11 апр 2019 в 13:58

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (1)
anna_pavlenko

11 апр 2019 в 20:31

действительно, первый раз о ней слышу лол