Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?

Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?

Трудоустройство - проблема?

Трудности, связанные с трудоустройством выпускников вузов, -  одна из острых проблем нашего общества на современном этапе. Понятие «трудоустройство» произошло от слова «труд». Что из себя представляет это явление? «Труд — это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполнению иных видов общественно полезной работы».

Последние несколько десятков лет изменения структуры политической и экономической систем влекут за собой изменение социальной системы государства. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений является социально-экономическим процессом, т.к. затрагивает обе сферы одновременно.

Данная тема исследовалась в мире как экономистами, так и социологами. В частности, Дж.М.Кейнс, Я. Корнаи изучали методы регулирования глобального рынка труда с экономической точки зрения, а такие социологи как М. Х. Титма и Ю. В. Голиусова - рынок труда молодежи с социологической точки зрения. На мой взгляд, с точки зрения экономиста-социолога, следует объединить знания экономистов и социологов в сфере трудоустройства молодых специалистов, а также исследовать, что влияет на возникновение проблем трудоустройства, выявить механизмы поиска решения этих проблем. 

Молодые специалисты, выходя на рынок труда, сталкиваются с различными трудностями, которые преодолеть смогут не все выпускники.

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений

Безработица является одной из наиболее острых проблем современной молодежи в Российской Федерации. В частности, в России она порождена процессом становления рыночных отношений. Данные, приведенные сетевым изданием «Москва 24» за 2014 год свидетельствуют, что в Москве на тот момент было зарегистрировано 24 тысячи 300 человек официально безработных. Как сообщает издание в своей статье: «…при этом свободных вакансий в Москве в девять раз больше, чем самих безработных — 219 тысяч. Большую часть безработных — 54% — составляет молодёжь в возрасте от 20 до 29 лет». 

Как отмечает Н.Ф. Головатый: «Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема. Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования». Существует два основных вида безработицы среди молодежи: добровольная и вынужденная.

К первой можно отнести тех выпускников, которые по своему желанию не хотят устраиваться на работу. Чаще всего, это связано с завышенной оценкой своих способностей и возможностей.

Вынужденная безработица существует независимо от выпускников. В первую очередь, это связано с первым появлением молодых специалистов на рынке труда. Работодатели, как правило, не спешат брать выпускников на работу, так как считают, что у тех отсутствует опыт, в то время, как, университет, по сути, дает только образование.

 Решение проблемы трудоустройства в СССР

В советское время проблемы безработицы среди выпускников вузов практически не было, так как существовало такой механизм, как «распределение». Выпускник учебного заведения в обязательном порядке получал направление на работу на предприятие по профилю своего образования.

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе специальной комиссией, которая занималась направлением выпускников на работу на предприятия и в организации, нуждающиеся в специалистах.

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» не меньше трех лет и только после этого поменять место работы по собственному желанию. «Выпускники, работающие по распределению, имели особый юридический статус «молодого специалиста», то есть их нельзя было уволить без специального разрешения министерства».

В некоторых случаях, если предприятия были заинтересованы в этом сотруднике, он мог получить льготы (обеспечение жильём, устройство детей в дошкольные учреждения, поездки в санаторий и пр.).

C переходом на рыночную экономику это правило не сохранилось, вся ответственность теперь была возложена на самих выпускников. В то же время, как показывает практика, молодые специалисты не готовы полностью отвечать за себя. Это в итоге привело к тому, что на рынке труда стало скапливаться большое количество безработных молодых людей с высшим образованием.

В советское время выпускник вуза практически не имел возможностей распределиться в интересующую его организацию, но при этом не существовало безработицы, как в настоящее время.

В современной России тоже существует механизм распределения, но он есть далеко не во всех вузах. Чаще всего оно присутствует на военных кафедрах университетов, однако немногие из студентов готовы ехать работать по распределению, особенно это относится к той категории молодых людей, которые родились в столице. В отличии от СССР распределение не является общеобязательным, поэтому носит специфический характер.

Причины возникновения проблем трудоустройства

Существует несколько причин возникновения проблем трудоустройства у выпускников.

Отсутствие свободного времени у студентов во время обучения. В частности, студенты не всегда могут совмещать учебу и работу. Например, в случае их трудоустройства в ходе обучения они будут должны принимать участие в различных мероприятиях, выезжать в короткие командировки, выполнять различные поручения, что может нанести ущерб учебному процессу и привести к их отчислению из вуза. Кроме того, участие в научно-практических конференциях, семинарах, прохождение стажировок, по окончании которых вручаются сертификаты не всегда учитываются работодателем при принятии решения в отношении выпускников, желающих устроиться на вакантные должности.

Дискриминация по возрастным и гендерным признакам молодых специалистов. До сих пор существует противоречие на рынке труда, когда опытных специалистов противопоставляют новичкам. Работодатели считают, что молодые специалисты не обладают теми навыками и знаниями, которые нужны для должного выполнения своих обязанностей.

Работа без оформления в трудовой книжке. Многие студенты во время учебы участвуют в волонтерских организациях, трудоустраиваются в качестве разнорабочих в магазинах, складах, частных компаниях. При этом многие из них оформлены без трудовой книжки. В дальнейшем этот период выпадает из их общего стажа трудовой деятельности и не учитывается работодателем при приеме на работу.

Несоответствие требований и условий, предлагаемых работодателем. Работодатель завышает требования к выпускникам, которые планируют устроиться на работу. В тоже время заработанная плата предлагается не соответствующая образованию. Такой вариант невыгоден студентам и выпускникам.

Разочарование в выборе полученной профессии. Примерно 60 процентов выпускников разочарованы в выбранной ими профессией. Причинами этого могут послужить: во-первых, большое влияние родителей, которые настаивали на получении конкретной профессии. Во-вторых, обучение только ради получения какого-либо диплома.

Поскольку многие абитуриенты, поступающие в университет, толком не представляют на кого будут учиться, какую профессию получат. Перед поступлением в вуз, абитуриент должен «выстроить цепочку» дальнейшего хода событий. Он должен осознавать, почему выбрал именно эту специальность, куда планирует в дальнейшем идти работать. Однако, в большинстве случаев абитуриенты идут учиться туда, куда можно попасть по баллам на бюджет. Поэтому, в большинстве случаев, такие студенты не заинтересованы в получении специальности и в дальнейшем по ней не планируют работать.

Ежегодно, примерно 900 тысяч молодых специалистов выпускаются из российских вузов, но большинство из них в дальнейшем работают не по своей специальности. Кроме того, выпускники сталкиваются со множеством проблем при трудоустройстве на работу. Согласно данным Федеральной службы статистики в 2012 году из высших учебных заведений было выпущено 1 млн. 397 тысяч специалистов высшего профессионального образования, потребность организаций в работниках на 2012 год составила 835,6 тысяч человек.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов:

  • Невостребованность специальностей. Экономика государства не стоит не месте, поэтому всего за несколько лет ситуация в стране может поменяться. Те профессии, которые были популярны еще несколько лет назад, на данный момент могут оказаться совершенно невостребованными. К ним можно отнести такие специальности как: бухгалтер, библиотекарь, сотрудник охраны.
  • Отсутствие рекомендаций и знакомств. Например, молодой специалист, окончивший университет с красным дипломом, из-за отсутствия у него связей и протекции, не всегда может трудоустроится в интересующие его организации.
  • Невостребованность некоторых вузов (к ним чаще всего можно отнести коммерческие вузы, т.е. негосударственные). В наше время важную роль при трудоустройстве играет «престижность» вуза. Для работодателя важно не только имя учебного заведения, но и тот факт, что выпускники рейтинговых вузов обладают достаточным уровнем знаний.
  • Неграмотно составленное резюме. Многие соискатели, при составлении своего резюме допускают множество недочетов и не точностей. Например, забывают указать обязательные данные – контакты, с помощью которых с ним можно связаться; несоответствие цели с предлагаемой вакансией; наличие излишней информации. Одной из главных ошибок, которые допускают соискатели – преувеличение собственных навыков.
  • Отсутствие навыков самопрезентации. Это один из самых важных моментов при трудоустройстве. Приходя на собеседование, выпускник должен уметь зарекомендовать себя перед работодателем, чтобы из несколько претендентов выбрали именного его. Соискатель может обладать многими знаниями и навыками, но не уметь преподнести себя правильно из-за чего терпит неудачу. 

Анализ, проведенный рекрутинговым агентством «FutureToday», свидетельствуют, что 47% россиян врут при трудоустройстве. Исследователи отмечают, что граждане склонны лгать как при заполнении резюме, так и уже находясь на собеседовании. Чаще всего соискатели приводят ложные данные о своих навыках и умениях или завышают собственные заслуги на прежнем месте работы.

Часть выпускников, которые после окончания обучения не хотят связывать свою жизнь с полученной специальностью, чаще всего открывают свой бизнес. Большинство из них – выходцы из обеспеченных семей. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, выяснившего, какие сферы деятельности выбирают россияне для развития собственного бизнеса, следует, что чаще всего, 24%, это сфера розничной торговли, 17% опрошенных указали сферу услуг, транспорта и общепита, 10% – строительство, по 8% производство техники, оборудования и пищевая промышленность и производство потребительских товаров, 5% – медицина, образование и культура, 4% – наука и информатика и 2% сфера финансов. Ещё 16% россиян, работающих над открытием своего дела, назвали другие отрасли экономики, а 6% затруднились ответить, в какой именно сфере они будут развиваться.

К сожалению, один из способов решения вопроса трудоустройства у молодых специалистов – добровольная безработица. Такие выпускники, столкнувшись с проблемой устройства на работу, просто перестают ее искать и чаще всего «сидят на шее», то есть живут за счет своих близких родственников. Это может быть связано с отсутствием цели в построении успешной карьеры, мотивации к труду, низким уровнем предлагаемой заработанной платы.

интересное проблемы университет студенты молодость

Arhan1982

21 фев 2019 в 14:42

Похожие материалы
Оставить комментарий
Комментарии (3)
Yuri

22 фев 2019 в 0:03

Работаю с довольно большим количеством студентов. В качестве одной из проблем могу назвать "ожидание - реальность". Студент на выходе из вуза зачастую рассчитывает получать заработную плату на уровне специалиста, при этом основными своими проф.характеристиками называет "исполнительность", "ответственность", "коммуникабельность", "доброжелательность"... Во многих сферах эти качества уже не оплачиваются как таковые.
Victor

22 фев 2019 в 12:14

Вообще, конечно, это проблема. У меня из 25 одногруппников только человек пять сейчас работают по специальности. Остальные, кто где.
Zham

23 фев 2019 в 8:37

Вузовское образование отстаёт от потребностей работодателя зачастую